Правильно подобранная технология заряда вашей батареи сможет продлить срок её эксплуатации.
Всем привет. Эта статья так сказать родилась не спроста. Сейчас идет сезон тяговых #акб. И каждый клиент задает вопрос про зарядку данных батарей. Сегодня мы подробно ответим на вопрос почему нельзя заряжать тяговый акб обычным автомобильным ЗУ!
Уверен, что все знают, но все-таки напомню о технике безопасности. Заряд аккумулятора необходимо осуществлять в хорошо проветриваемом помещении. Также рядом нельзя курить или держать рядом какие то легковоспламеняющиеся материалы.
Процесс зарядки батареи осуществляется благодаря диффузии (т.е. взаимное проникновение молекул или атомов одного вещества, между молекулами или атомами другого вещества, в результате чего выравнивается их концентрации по всему объёму). Сама диффузия протекает довольно медленно, начинаясь непосредственно на поверхности пластин АКБ, а затем уже проникает вглубь активного материала. Когда аккумулятор разряжается, то пластины впитывают кислоту из электролита (напомню электролит это раствор серной кислоты) и на них образуется белый налет, именуемый сульфатом свинца. При этом уровень электролита в банках АКБ остаётся прежним, но вот его плотность (т.е количество кислоты в растворе) падает. В процессе зарядки всё происходит в обратном направлении, в результате чего плотность электролита восстанавливается.
Вернёмся к нашему вопросу! Тяговые аккумуляторы имеют более толстые пластины, чем у обычных автомобильных (стартерных). Именно благодаря таким толстым пластинам тяговые батареи питают энергией без зарядки продолжительное время т.к. упомянутый выше процесс диффузии происходит гораздо дольше, чем, на пример, в автомобильных аккумуляторах. Кстати, поэтому вес тяговых АКБ существенно выше обычных.
И вот мы подошли к самому интересному. Что бы диффузия протекала не на поверхности, а смогла проникнуть вглубь толстых пластин, тяговые аккумуляторы нужно заряжать меньшим напряжением, чем автомобильные.
После этой фразы обычно клиент говорит примерно следующее: « у меня есть ручка регулировки силы тока, поэтому все нормально. Я все понял.
СТОП!!!
Сила тока (А) и напряжение заряда (В) – это две совершенно разные вещи!!! ЕЩЕ РАЗ – для тяговых АКБ нужно более низкое НАПРЯЖЕНИЕ, т.е Вольтаж (В).
Почему?
Потому что чересчур высокое напряжение приведет к более ускоренному старению активной массы из-за коррозии положительных пластин. Поэтому для заряда таких АКБ необходимо ЗУ, которое поддерживает режим заряда тяговых АКБ, либо есть режима заряда GEL или AGM аккумуляторов, либо имеется ручная регулировка напряжение (не силы тока, а именно напряжения).
Теперь разберёмся более детально. Тяговый аккумулятор необходимо заряжать в диапазоне напряжения от 14.1 до 14.4 В, но не выше. Обычные авто акб заряжаются напряжением от 15В и вплоть до 16В (технология Ca\Ca). Такое напряжение губительно для тяговых. При напряжении заряда выше 14,4 В тяговый аккумулятор начинает греться, в нём активно идет газообразование, которое препятствует качественной диффузии, из-за того, что пластины покрываются пузырьками. Так же при повышенном напряжении заряда (выше 14.4В) аккумулятор начинает кипеть и вода из электролита выкипает, а так как многие АКБ сейчас необслуживаемые, то долить воды обратно не возможно. Также заряд напряжением выше 14.4 вольт может привести к деформации пластин и осыпанию активной массы. При этом электролит темнеет, а сам аккумулятор перестаёт активно накапливать энергию.
Здесь кто-то скажет ерунда. Заряжал мол обычным зарядником и ничего не случилось.
Верно, если вопрос идет о зарядке тягового АКБ с жидким электролитом. В этом случае не будет сразу заметно пагубного влияния высокого напряжения заряда. Но внутри будут происходить необратимые процессы осыпания, выкипания электролита, деформации пластин. Вы просто тем самым будете сокращать срок службы своего аккумулятора. А вот если Вы решите зарядить тяговый АКБ, выполненный по технологии GEL или AGM более высоким напряжением, то даже разовый процесс может полностью убить батарею (она попросту может раздуться от газов).
Итак, для правильной зарядки тяговых аккумуляторов нужно ограничение напряжения не выше 14,4 вольта, а силу тока необходимо выставлять в соотношении 5-10% от номинальной ёмкости аккумулятора, т.е. если аккумулятор имеет емкость 80 Ah, то зарядный ток следует установить на значении 4-8А.
Вывод из всего выше сказанного следует такой:
Для заряда тяговых аккумуляторов необходимо использовать зарядное устройство, которое предназначено специально для заряда тяговых аккумуляторов, так же подойдёт зарядное устройство с функцией заряда AGM и GEL аккумуляторов, которое ограничивает напряжение заряда 14,4В, либо у ЗУ должна быть ручная регулировка напряжения. Ток заряда необходимо устанавливать из расчёта 5-10% от номинальной ёмкости и также не забываем противопожарной безопасности.
На этом все. Надеюсь наша статья была полезной. Всем удачи.
P.S. Данная информация носит информационный характер. Поэтому выбор способа заряда своего аккумулятор каждый выбирает сам.
Надеемся статья была Вам полезна.
Слушайте мастера и не доводите ваши аккумуляторы до скорой смерти.
Хороший выбор аккумуляторов с ценами на сайте AKBPUSK.RU
Подобрать зарядку для вашего АКБ можно ТУТ