Найти в Дзене
Авто Энциклопедия

Солдат и гражданин. Советский близнец "Виллиса" - ГАЗ-67

Основными командирскими машинами на фронте в начале Великой Отечественной стали ГАЗ-61 и ГАЗ-64. Последних было больше, так как Горьковский завод наладил их массовый выпуск уже в самом начале войны. Машина создалась в авральном режиме. Несмотря на то, что дорабатывать внедорожник приходилось уже в процессе производства, недостатки у машины были и весьма существенные. Нужна была новая, более совершенная модель.

ГАЗ-64
ГАЗ-64

Главной задачей модернизации ГАЗ-64 было устранение выявленных недостатков и расширение колеи для повышения проходимости. Проектирование нового внедорожника под индексом ГАЗ-67 началось в феврале 1943-го года. Работы проводились под руководством В. А. Грачёва – ведущего конструктора Горьковского автозавода.

конструктор Виталий Андреевич Грачев
конструктор Виталий Андреевич Грачев

7 августа того же года, первый автомобиль на новом шасси с увеличенной до 1446 мм колеёй, выехал из экспериментального цеха своим ходом. А уже 23 сентября, после проведенных испытаний, начался массовый выпуск.

Машина в кузове фаэтон получила подключаемый полный привод. Новый внедорожник, как и его предшественник, не имел жесткой крыши, её функции выполнял, складывающийся тент. Внешне он очень напоминал американский Willys MB. Видимо, конструкторы завода вдохновлялись концепцией заокеанских джипов, поступающих к нам по ленд-лизу. Позже, американцы так и называли наш внедорожник - «Иван-Виллис».

ГАЗ-67
ГАЗ-67

ГАЗ-67 получился в целом неплохой и надежной машиной, его 4-цилиндровый 8 клапанный мотор, мощностью в 54 лошадиные силы, мог разогнать автомобиль на шоссе до 90 км в час. Помимо 4-х пассажиров и 100 груза, он мог тянуть за собой прицеп весом до 1200 кг. Роль прицепа чаще всего выполняли легкие орудия.

-5

На фронте ГАЗ-67 был и командирским, и разведывательным, но чаще использовался в качестве артиллерийского тягача. Иногда, был санитарной машиной. До 9 мая 1945-го года было изготовлено 4851 этих внедорожников. Что составляло всего 10% от поступающих по ленд-лизу «Виллисов» и «Фордов». В это время, на Горьковском заводе больше внимание уделялось выпуску бронеавтомобиля БА-64.

БА-64
БА-64

Новый внедорожник в войсках приняли и полюбили, прежде всего за надежность и неприхотливость к топливу. «Виллисы и «Форды», часто, отказывались работать на советском низкосортном бензине.

В. А. Грачёв и руководимое им конструкторское бюро не останавливали работы по улучшению характеристик запущенного в серию автомобиля. В январе 1944-го года начался выпуск модернизированной модели с усиленным передним мостом и усовершенствованной подвеской под индексом «Б». Тогда же, коллектив Горьковского автозавода выдвинул В.А. Грачева кандидатом на получение Сталинской премии, но в последние два военных года она не вручалась. Заслуги ведущего конструктора были отмечены государством гораздо позже.

ГАЗ-67 Б
ГАЗ-67 Б

Ну, а ГАЗ-67Б выпускался еще 9 лет. Всего, до конца августа 1953 года, было произведено 14502 единиц. По окончанию войны они нашли мирное применение, работали в колхозах и совхозах, стали машинами геологов и проходчиков. Использовались специальными службами: МГБ и МВД. В Советской армии машины служили до середины 50-ых, участвовали в Корейской войне на стороне Ким Ир Сена.

ГАЗ-67Б в Корее
ГАЗ-67Б в Корее

В 1953-м году, в Горьком, началось производство еще более легендарной модели ГАЗ-69, которая выпускалась на протяжении последующих 20 лет сначала на ГАЗе, а позже на Ульяновском автозаводе.