Найти тему
Тебе всё это снится

Как воспринимать критику? Правильная реакция на замечания других

Оглавление

Меня просто убивает критика людей в мой адрес. Не дают покоя любые замечания и резкие высказывания. Особенно выводит из равновесия критика, которая сыплется на меня в интернете. Например, комментарии в блоге. Я, как автор статей, регулярно читаю все комментарии. С одной стороны, мне очень интересно получать обратную связь, с другой - аудитория действительно токсична и кроме лайков и хороших отзывов приходится проглатывать плохие комменты. Поэтому считаю нужным как следует разобрать этот вопрос для себя. И вы почерпнете здесь что-то полезное для вас.

Итак, каждый по-своему реагирует на критику и переваривает ее внутренне. На почве критики от вашего окружения вы можете взлететь и вырасти, а можете утратить мотивацию и упасть в бессилии, впасть в уныние. Больше всего критика со стороны подкашивает начинающих свой путь творческих людей. Они наиболее уязвимы. И часто перестают двигаться вперед, бросают начатые затеи, но в идеале нужно перешагнуть через критиканов и найти в себе силы просто невозмутимо делать свое дело.

Мне всегда было интересно, как правильно реагировать на критические замечания. А надо ли вообще как-то реагировать? И оказалось, что не вся критика однородна. Нужно уметь отличать замаскированные пустые оскорбления от полезной конструктивной критики.

Правильная реакция на критику

1. Кто вас судит?

Очень важный аспект - кто именно вас раскритиковал. Какую роль этот индивид играет в вашей жизни? Он важен или нет?

Например, человек вам не авторитет, но он значим для вас - в таком случае нужно действовать деликатно, тактично. В узкоспециализированных вопросах необходимо опираться на мнения тех, кто действительно обладает экспертностью в этой самой теме.

Если же перед вами авторитетный для вас человек, но он никак не влияет на вашу жизнь, то его критику можно развернуть в выгодную для вас сторону. Подумайте, как с помощью этих замечаний ваша работа может стать лучше и качественнее. От критики вы можете стать сильнее. Можете обрести новые навыки, знания.

Когда перед вами авторитетная для вас персона, которая очень значима для вас и она вас покритиковала, придется учесть ее мнение. Поработайте над недочетами и двигайтесь далее.

Человек вам не авторитет? Он для вас незначим в жизни? Тогда смело можете включать игнор. Не реагируйте на критику никак. И это вам не навредит. Если втянетесь в противостояние, будете эмоционировать, уделите обидчику слишком много внимания, ваша значимость будет ниже плинтуса.

2. Разграничиваем содержание и форму

Умение фильтровать входящие данные вам сильно пригодится. Критика может нести в своем содержании пользу, но по форме быть неприятной вам. Отгородитесь от негатива и вычлените из критики нечто полезное для вас, сделайте на этом рывок вперед, будьте еще эффективнее. А обидную для вас форму, в которой излагалась критика, просто отсеките - она лишь характеризует вашего оппонента, показывает его эмоциональное состояние, его дисциплину и воспитание. Своей реакцией вы показываете свою суть. Поэтому будьте аккуратны и мудры.

Когда человек вас критикует, он затрачивает на вас свою энергию, обращает внимание на вашу персону, тратит на вас свое драгоценное время. Тем самым, получается, что он работает вам во благо. Не бойтесь отрицательных отзывов под вашими постами в блогах или на страничках в социальных сетях. Даже негативные комменты добавят вашему бренду популярности и помогут продвинуться в интернете.

3. Зачем вас критикуют?

Какие цели у человека? Возможно эти цели перекликаются с вашими стремлениями. В таком случае можно развернуть диалог в конструктивном ключе. Иногда бывает достаточно переформулировать чужие слова, сохранив смысл. И фраза обернется в пользу для вас.

Помните, каким образом происходит обучение у нас, взрослых? Идея, которую нужно усвоить, должна быть всесторонне изучена, а также рассмотрена под критическим углом. Вам будет полезно пережить любой опыт, таким образом в вас легко входит новое, вы открыты для нового и можете воспринимать мир во всем его разноцветии, а не черно-белым.

Но у людей разные цели. Иногда критикан, высказывая свое острое мнение, желает вас унизить. Побыть круче вас, хотя бы в данной ситуации. Это для него единственный способ немного поднять свою самооценку, стать чуточку лучше.

Также человек-критикан может желать нажиться на вас, то есть вашими усилиями удовлетворить какие-то личные потребности. Когда критикующий старается себе во благо или тупо унижает вас, просто не реагируйте и будьте уверены в себе, в правильности своего поведения.

Здесь есть куча разных путей - как реагировать на такую непродуктивную критику. Первый вариант - добавить юмора в эту историю и она будет восприниматься легче, второй вариант - переключить внимание аудитории на другую более значимую и цепляющую тему, третий вариант - спрятаться под капюшоном и немного поиграть на публику.

Что значит последнее? Надеть какую угодно маску - расценить критику как комплимент, осыпать критикана благодарностями за высказанное мнение либо прикинуться, что вы глупенький и не поняли ничего из сказанного и не разглядели никаких намеков.

4. Вы не виноваты

Когда вас раскритиковал кто-то, необязательно приклеивать к себе ярлык виновности за что-то. Абстрагируйтесь. Тут уместны несколько вариаций реакции.

Вы уникальный человек и имеете полное право выразить несогласие со сказанным или написанным. Ваше мнение настолько же ценно, как мнение любого другого человека. Не обесценивайте себя. Не согласны искренне? Выскажитесь об этом.

Также полезно частично принять критику. Выделите то, что готовы принять. А остальное, что не по делу или пахнет неадекватом, возьмите и измените, если это в ваших силах.

Вы можете встать в позу и начать защищаться. Для этого задайте уточняющие вопросы, попросите привести в доказательство какие-то факты и цифры, детализировать сказанное. Использование таких обобщающих слов как "никогда", "всегда" и подобных - ничего не дает. Нужна конкретика, повествование в информационном стиле, сухо одни факты, без воды. Также ничего не стоит пересказ чужих мнений и выводов, если они ничем не подкреплены, если их нельзя проверить.

5. Глубинная цель

Будьте более мудры и всегда помните о высших целях, которые гораздо важнее, чем шум чужих оценок. Особенно больно получать в свой адрес публичную критику, которую могут услышать либо прочитать большое количество посторонних людей, а не только вы и ваш оппонент. Крайне неприятно впитывать в себя тонны неконструктивной, острой критики. Она сбивает с толку.

В этот момент надо вспомнить, к какой большой цели вы движетесь. Зарядитесь ей. И начните относиться к критиканам как к назойливым насекомым - просто отшугивать или игнорить. Высказывания какого-то отдельного индивида значимы только в моменте, а при более глобальном взгляде на проблему, такая критика становится малозначимой. Поэтому помните о вашей великой миссии и вас никто не столкнет с пути.

6. Адвокатский подход

На вас снова сыплется критика? Припомните, на что это похоже? Может быть, это так задевает вас, так как именно в таком стиле вам кидали замечания ваши родители. И пусть ваш внутренний критикующий вас голос помолчит - пусть не резонирует, не откликается на чужую критику.

Вместо внутреннего критика полезно вызвать внутреннего адвоката. То есть принимать критику и любыми путями реабилитировать, защищать самого себя. Всегда можно отыскать, что сказать, сделать в свою защиту. Смотрите на заваленного критикой самого себя как на подзащитного, и заставьте внутреннего адвоката отстреливаться значимыми и сильными фактами, эффективно отзеркаливать замечания.

7. Критика - неотъемлемый атрибут публичной личности

С ростом вашей популярности, будет увеличиваться и ваша армия критикующих. И, как только вы будете заявлять о себе, влиять на массы людей, на вашем пути будут вставать те, кто пожелает заткнуть вас и указать вам на ваше место.

Не забывайте о феномене психологического переноса, проекции. Возможно, вы тут не причем, и человек наделил вас такими качествами, которых у вас никогда не было. Будьте готовы к тому, что критикующие будут пытаться самоутвердиться за счет вас.

Когда вы становитесь публичной личностью, вещаете в массы, то открываете ворота для комментаторов, позволяете делать себе замечания. Как бы привлекаете к противостоянию. Можете реагировать на такое, как пожелаете.

8. Эмоциональное выгорание от критики

Даже самого сильного и уверенного человека можно расшатать эмоционально, если правильно и в нужное место уколоть. Казалось бы, критика конструктивна, замечания адекватны, комментарий совсем мелкий и безобидный, но этот выпад обезоруживает и заставляет опустить руки.

В такой ситуации нужно отложить реакцию на критику во времени. Просто подождите, остыньте, переварите, а потом уже отреагируйте. И будет намного лучше, чем мгновенная реакция сгоряча, которая вас выжжет изнутри.

Вас невыносимо раздражает критика? Оцените, в каком вы состоянии. Возможно, вам надо отвлечься. Вам недостает отдыха.

9. Перфекционистская самооценка

В мире много что отзеркаливается. Окружающие невольно распознают, в каком вы состоянии. И делают ответный пас - обратную связь примерно в том же стиле. То есть, когда вы живете в постоянном напряжении, аудитория это считывает и интуитивно напрягается, не доверяет вам, ожидая подставы.

Очень вредно постоянно себя критиковать, ругать при других. Тем самым вы приглашаете людей к нападению и они естественным образом также критикуют вас и ваши действия.

Критика - очень спорный инструмент. В целом, она только мешает, а не способствует росту и развитию человека. Побитые критическими замечаниями, мы сворачиваемся в клубочек, поскольку очень боимся не дотянуть до кем-то высоко поставленной планки.

Чтобы быть эффективным и успешным, необходимо искренне кайфовать от того, что вы делаете. Получать удовольствие не только от своих результатов, но также и в процессе. Необходимо всегда подмечать свои успехи и акцентировать внимание на достижениях. Полезно занимать позицию наблюдателя и не оценивать себя и других.