Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Формирование и организация морской пограничной охраны на Черном море в 1920–1940-х годах

Одесса. Стоянка пограничных катеров. 1930-е годы
Одесса. Стоянка пограничных катеров. 1930-е годы


Создание советской морской пограничной охраны после Октябрьской революции
1917 года связано с возложением охраны всех границ РСФСР постановлением Совета Труда и Обороны (СТО) от 24 ноября 1920 года
на Особый отдел ВЧК по охране границ.
15 января 1921 года под председательством Ф. Э. Дзержинского состоялось совещание по вопросам охраны государственной границы
с участием представителей военного ведомства, ВЧК и пограничной охраны: С. Каменева, П. Лебедева, В. Корнева, М. Тухачевского,
И. Уншлихта, Д. Аврова, В. Пермякова, В. Бережинского. В постановлении совещания относительно организации морской пограничной охраны было записано:
«6) В состав пограничных войск должно быть включено необходимое число морских и речных судов с командами. Количество судов определить совещанию из <представителей> Полевого штаба, коморси и Особого отдела ВЧК».
В это время события на черноморском побережье России развивались следующим образом. В феврале
1920 года Красная Армия занимает Одессу, в марте — Новороссийск, в середине ноября — Крым. Таким образом, к концу года на всем протяжении черноморского побережья РСФСР была установлена Советская власть.
В марте
1921 года отдел морской инспекции ВЧК подготовил заявку командованию Морскими силами республики (МСР) о выделении необходимого корабельного состава для организации охраны границ.
21 мая того же года решением Реввоенсовета (РВС) Морских сил Черного моря (МСЧМ) Морособотделу ВЧК Западного района передаются бывшая паровая яхта «Светлана» и бывший паровой крейсер Отдельного корпуса пограничной стражи «Ястреб». Керченским особым отделом охраны границы был получен катер «Урицкий».

Однако спустя пять месяцев (21 октября) постановлением СТО в связи общим сокращением вооруженных сил пограничные войска расформиро-вываются и охрана и оборона границы возлагаются на армию и флот.
На основании данного постановления приказом ВЧК от
24 октября 1921 года предписывалось: «Флотилии [погранохраны] Белого, Балтийского
и Каспийского морей, Ладожского, Чудского и Псковского озер, несущие охрану водных границ республики, передать соответствующим командующим Морскими силами, оставив в оперативном подчинении соответствующих особых отделов и под наблюдением и контролем Морской инспекции Управления войск ВЧК республики»
.
8 ноября того же года на совещании комиссии по выработке инструкции о передаче флотилий ВЧК морскому ведомству было утверждено «Положение о взаимоотношениях военно-морского командования, особорганов ВЧК по охране морских границ РСФСР и морской инспекции Управления ВЧК».
Этим документом определялось, что
«охраной морских границ
и побережий РСФСР ведают и за нее являются ответственными особые органы ВЧК по охране границ»
.
Командованию МСР предписывалось выделить по соглашению
с Президиумом ВЧК в оперативное подчинение особых органов
по охране границ постоянные отряды кораблей военного флота.
При этом отмечалось, что создаваемые отряды,
«выделенные
в оперативное использование особых органов… во всех остальных отношениях подчиняются, на одинаковых с другими частями флота основаниях, морскому командованию».

Паровая яхта «Светлана». 
На втором плане корпус спущенного на воду эскадренного 
миноносца «Пылкий». Херсон, 15 июля 1914 года
Паровая яхта «Светлана». На втором плане корпус спущенного на воду эскадренного миноносца «Пылкий». Херсон, 15 июля 1914 года


2 февраля 1922 года
приказом Революционного военного совета Республики (РВСР; РВС) объявляется уточненное «Временное положение о взаимоотношениях военно-морского командования и особых органов ВЧК по охране морских границ», в котором определяется, что «наблю-дение за исправным состоянием судов охраны, их механизмами, вооружением и средствами связи лежит на морском командовании. Снабжение и ремонт судов охраны и средств, выделенных на охрану, всеми видами довольствия, топливом и техническими средствами,
а также установление связи между органами Особотдела по охране
и штабами военно-морских соединений возлагается в полной мере
на морское командование»
.
В связи с изданием указанных выше документов в период с
31 июля
до
24 октября 1922 года пароход «Светлана» и крейсер «Ястреб» формально возвратили в состав МСЧМ с подчинением ОГПУ,
но фактически оба судна продолжали охранять границу. Катер «Урицкий» в августе
1922 года передали 26-му погранбатальону в Батуми.
Созданные вместо пограничных флотилий отряды судов охраны границы, укомплектованные флотом малочисленными, в основном устаревшими, требующими серьезного ремонта кораблями, не справлялись с охраной протяженных морских пространств страны. Не способствовало успешному решению поставленных задач и их двойное подчинение: принадлежность Морским силам, но выполнение заданий ГПУ.
16 июня 1922 года зампред созданного в феврале того же года Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР
Г. Г. Ягода писал начальнику Морского штаба:
«Отсутствие плавучих средств для охраны берегов Черного моря
в районах: Одесской и Николаевской губ., Крыма, Кубано-Черноморских губ. и Батумского укрепленного района совершенно ослабляет охрану границ Черного моря как в экономическом, так и, в особенности,
в политическом отношениях…»
.

В связи с таким положением дел Полномочное представительство
и Управление войсками ГПУ возбудили ходатайство о создании Отдельного корпуса пограничной стражи, которое было реализовано постановлением СТО от
27 сентября 1922 года, образовавшим Отдельный пограничный корпус войск ГПУ, в котором предусматривалось наличие речных и морских флотилий для охраны водных границ республики.
24 октября 1922 года во исполнение упомянутого постановления СТО помощник Главкома по морским делам подписал приказ о передаче ГПУ корабельного состава Финско-Ладожского, Чудского, Черноморского, Каспийского и Северного отрядов судов охраны границы, а 4 ноября РВСР и ГПУ объявили совместным приказом: «Во исполнение постановления Совета Труда и Обороны от 27 сентября сего года охрану сухопутной
и водной границ РСФСР передать во всех отношениях в ведение Государственного политического управления»
.
Приказом войск ГПУ № 587/4 от
11 декабря 1922 года для охраны морских границ предусматривалось формирование четырех отрядов судов пограничной охраны, в том числе и на Черном море.
Но уже
2 января 1923 года приказом ГПУ № 5/1 вместо отрядов создаются Северная, Финско-Ладожская, Черноморская и Каспийская флотилии. Черноморская флотилия включала Одесский, Севастопольский, Новороссийский и Батумский отряды.
Первоначально Приказом Народного комиссариата (Наркомата)
по морским делам от
24 октября 1922 года №119 для охраны границы
на Черном море следовало выделить десять сторожевых кораблей и пять сторожевых катеров. Однако обеспечение создаваемых морских частей корабельным составом шло с трудом, значительная часть передаваемых погранохране судов требовала текущего и среднего, а некоторые
и капитального ремонта. Вместо неисправных плавсредств часто направлялись другие, имевшиеся в наличии. По этой причине состав флотилий неоднократно изменялся.


В информационном бюллетене о состоянии охраны морских границ, подготовленном ГПУ
1 февраля 1923 года, отмечалось, что для Черноморской флотилии пограничной охраны к февралю от военного флота было принято лишь два катера в Батумском отряде,
да и те находились в ремонте. Таким образом,
«наиболее пораженные контрабандой районы Одесской губернии, Крыма и Кубано-Черноморского побережья остались без морской охраны. <…> Установлен хищнический вывоз за границу из Батума, Новороссийска и Севастополя золота, серебра, бриллиантов и др. драгоценностей в огромном количестве, достигающем до 50 пуд. золота, несколько сот пудов серебра в месяц только из этих городов».
В результате длительной переписки в состав Черноморской флотилии
с Одесским, Севастопольским, Новороссийским и Батумским отрядами
ттв
1922–1923 годах были получены:
– бывшие крейсера погранстражи «Коршун», «Ястреб» и судно «Светлана»;
– катера-истребители постройки фирмы «Greenport Basin & Construction C°»: «Дельный», «Достойный», «Деятельный», «Жаркий», «Живучий», «Завидный», «Пронзительный», «Прочный», «Прыткий», «Пылкий»,
из числа закупленных в
1915–1916 годах в Северо-Американских Соединенных Штатах;
– сторожевые катера постройки верфи Золотова «Летучий» и «Лихой»;
– моторные катера «Батум», «Оля», СК-13, «Урицкий», «Тифлис»;
– парусно-моторные фелюги и шхуны «Аслан», «Алла-Эмонет», «Валюта», «Вега», «Дерия», «Крошка», «Курлан-Куш», «Лена», «Юдифь».
Структура морпогранохраны в составе флотилий просуществовала менее года. Правительство и руководство госбезопасности посчитали,
что флотилии не в состоянии самостоятельно организовать охрану морских границ СССР.

В итоге приказом ГПУ от
12 октября 1923 года № 418 Черноморская флотилия расформировывалась и вместо нее создавались четыре отдельных отряда кораблей погранохраны, непосредственно подчиненных Полномочным представителям ГПУ соответствующих округов:
1- и 2-й пограничные отряды судов Черного моря — ГПУ Украинского округа; 3-й — ГПУ Юго-Востока России; 4-й — ГПУ Закавказья.
На штаб 2-го пограничного отряда судов возлагалась обязанность
по снабжению кораблей всех отрядов Черного моря по всем частям, комплектованию личным составом и политработе.
Согласно приказу, судовой состав морских частей сокращался,

«излишки личного состава судов и штабов флотилий, не могущие быть использованными в сухопутных пограничных частях»
, демобилизовались. В число так называемых «излишков» вошли полученные совсем недавно сторожевые корабли «Коршун» и «Ястреб», катера «Батум», «Дельный», «Достойный», «Деятельный», «Завидный», «Жаркий», «Живучий», «Пронзительный», «Прыткий», «Пылкий», «Летучий», «Лихой», СК-13, «Тифлис», «Урицкий», в течение 1923–1924 годов возвращенные Морским силам Черного моря (МСЧМ), списанные на слом или переданные гражданским организациям.
Таким образом, к середине
1920-х годов из быстроходных катеров
у черноморской морпогранохраны остались только «Прочный»
и «Завидный», причем последний в ноябре
1923 года был возвращен
в состав МСЧМ, а в
1926 году вновь передан Управлению погранохраны Крыма и в дальнейшем входил в состав Севастопольской морской погранбазы. Остальной наличный состав пограничных судов составляли рейдовые катера и парусно-моторные шхуны и фелюги.

Об этом времени вспоминал бывший военный комиссар 19-го Очаковского, а затем 26-го Одесского погранотряда, впоследствии генерал-лейтенант К. Ф. Телегин.

Из воспоминаний генерал-лейтенанта К. Ф. Телегина
Службу нести было тяжело. Отряд морской, а катеров до 1923 года не имел. Были у нас только старые посудины, на которых мы ходили в море, хотя плавать на них было рискованно, не говоря уж о преследовании нарушителей.
В первые годы Советской власти туркам разрешалось производить
лов рыбы в наших водах. В портах Евпатории, Ялты, Судака и др.
были отведены места для стоянки турецких рыболовных судов.
Все это использовалось контрабандистами и иностранными разведками для проведения шпионской и подрывной деятельности, усложняло охрану государственной границы. Турецкие контрабандисты смеялись над нами. Подойдут близко к берегу и маячат перед глазами. А когда наши «черепахи» выйдут к ним, они помашут флагами или выстрелят вверх
из ружья, дадут полный ход и поминай, как звали.
Отряд охранял участок огромной протяженности от Каралино-Бугаза
до Перекопа, имея всего две комендатуры Одесскую и Скадовскую.
Только Скадовская комендатура в составе 12 погранзастав и поста
на острове Джарылгач контролировала участок в 600 км. Кроме того,
мы должны были проверять иностранные пароходы, заходившие в Одессу, Николаев, Херсон. Вся тяжесть службы легла на парусно-моторные фелюги «Валюта» (командир Васильев), «Лена» и «Светлана», которые, кроме дозорной службы обеспечивали продовольствием, фуражом
и другим имуществом комендатуры и заставы. При управлении отряда был еще катер «Вега», который на ходу даже в небольшую волну зарывался носом и черпал воду. Тем не менее, пограничники на нем отваживались выходить в море и даже задерживали нарушителей границы.
Кроме того, пограничники использовали в службе по охране границы суда, которые конфисковывались при задержании нарушителей.
На участке южного берега Крыма несла службу парусно-моторная фелюга, реквизированная у турецких контрабандистов. Ей пограничники дали название «Чекист». На Евпаторийском направлении использовалась
в службе парусно-моторная шхуна № 7, приобретенная таким
же образом.

Один из катеров черноморской пограничной охраны
Один из катеров черноморской пограничной охраны

В историческом формуляре Морской базы ОГПУ Северо-Кавказского края упоминается, что формирование морской погранчасти в Новороссийске началось с прибытия в декабре 1922 года из Севастополя на катере «Прыткий» Богатырева с командой из десяти человек с задачей создания 3-го отряда Черноморской погранфлотилии. В течение 1923 года
в Новороссийск также прибыли истребители «Летучий» и «Дельный», командир последнего Ткаченко был назначен командиром
3-го пограничного отряда судов.
Личный состав отряда в количестве 28 человек состоял из сверхсрочно-служащих, принятых в Севастополе на добровольных началах. Приготовление пищи производилось на берегу у места стоянки катеров при помощи примусов. Береговые здания для размещения личного состава отсутствовали.
В
июле 1923 года истребитель «Прыткий» перевели в Батуми, а в октябре того же года у «Летучего» при попытке поднять его на берег для очистки днища отвалилась подводная часть. В строю остался только катер «Дельный». В ноябре 1923 года для восполнения судового состава прибыли из Севастополя, закупленные у рыбаков, парусно-моторные шхуны «Юдифь» и «Крошка».
Кроме того, как упоминалось выше, судовой состав черноморских погранчастей пополнялся за счет судов, конфискованных у контрабандистов. Именно таким образом в апреле
1924 года в Новорос-сийский отряд погрансудов поступили парусно-моторные суда «Илдыз»
и «Пограничник».

В справке
«Из истории боевой деятельности отряда пограничных судов Грузинского округа» указывалось, что в марте 1923 года в Батуми прибыли моторные катера «Батуми» и «Тифлис». 17 человек команды этих катеров стали первыми моряками-пограничниками, заступившими
на охрану морских рубежей Советского Закавказья. Через некоторое время отряд пополнился истребителями «Пылкий» и «Прыткий», моторным катером «Урицкий» и судном «Коршун». В августе
1923 года сформировался штаб Закавказского отряда.
«Судов для охраны границы не хватало... Первые советские моряки-пограничники стойко переносили все трудности восстановительного периода. Жили они в сараях и в подвалах, пищу готовили где придется
и часто, возвращаясь из трудных походов усталыми и мокрыми, не имели возможности порядком обсушиться и отдохнуть. Это, однако, нисколько не отражалось на выполнении ими своего боевого чекистского долга.
Ни на одну минуту не оставляли они морские рубежи. И в ясный погожий день, и ночью в условиях плохой видимости они одинаково бдительны
и насторожены»
.
В историческом формуляре 4-го Батумского отряда погрансудов отмечалось:
«7 августа 23 г. исключены из судового состава, как совершенно негодные м/к-ра "Батум" и "Тифлис"… На 1 января 1924 г.
4-й отряд имел в своем составе суда: "Коршун", "Пылкий", "Прыткий", "Урицкий", "Дельфин", "Дерия", "Алла Эмонет" и "Аслан". Все суда,
за исключением первых трех стояли на берегу — ремонтировались. "Коршун", хотя и был на ходу, но бездействовал из-за отсутствия угля.
С декабря месяца 23 г. повелась борьба за создание боеспособности части, обращено особое внимание на ускорение ремонта судов,
и в конце мая 24 г. все суда были отремонтированы и введены в строй»
.

Погрансуда во время зимовки. Одесса, 1925 год
Погрансуда во время зимовки. Одесса, 1925 год

В соответствии с приказом ОГПУ от 12 мая 1924 года штабы 1-, 2-, 3-
и 4-го отрядов пограничной охраны Черного моря были расформированы
с подчинением имевшегося корабельного состава тем начальникам частей погранохраны, на участках которых они действовали. Вместо этих расформированных штабов
«для руководства морскими средствами погранохраны в частях погранохраны Одесского губотдела, Кубано-Черноморского отдела, Азчека и Севастопольского окротдела» вводились должности морских инспекторов, которые также подчинялись соответствующим начальникам частей погранохраны Полномочных представительств ОГПУ. Из личного же состава штабов в 1924 году
в Севастополе создается база ремонта и снабжения судов погранохраны Черного моря. В
1925 году морские инспекции переподчинили сухопутным погранотрядам, т.е. морские пограничные части фактически вошли в прямое подчинение начальников этих погранотрядов.

Предполагалось, что такое решение позволит максимально эффективно использовать имеющийся корабельный состав для охраны границы и будет способствовать улучшению взаимодействия с сухопутными подразделениями пограничных войск. На основании приказа ОГПУ
от
19 мая 1927 года все черноморские пограничные катера и корабли свели в состав сформированных в 1927– 1928 годах Одесской, Севастопольской, Новороссийской и Батумской морских пограничных баз. Впоследствии базы были переименованы: Одесская стала Окружной морской пограничной базой, Севастопольская, Новороссийская
и Батумская — соответственно морпогранбазами № 4, 5 и 6. В мае
1929 года Новороссийская база также стала именоваться Окружной морской пограничной базой. Параллельно пограничники вели планомерное насыщение частей корабельным и катерным составом.

Продолжение статьи о
Формировани и организации морской пограничной охраны на Черном море в 1920–1940-х годах читайте
в следующих статьях на нашем канале.


© В. А. Сутормин
Перед Вами фрагмент сборника "Гангут" №117/2020
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!