Создание советской морской пограничной охраны после Октябрьской революции 1917 года связано с возложением охраны всех границ РСФСР постановлением Совета Труда и Обороны (СТО) от 24 ноября 1920 года
на Особый отдел ВЧК по охране границ.
15 января 1921 года под председательством Ф. Э. Дзержинского состоялось совещание по вопросам охраны государственной границы
с участием представителей военного ведомства, ВЧК и пограничной охраны: С. Каменева, П. Лебедева, В. Корнева, М. Тухачевского,
И. Уншлихта, Д. Аврова, В. Пермякова, В. Бережинского. В постановлении совещания относительно организации морской пограничной охраны было записано: «6) В состав пограничных войск должно быть включено необходимое число морских и речных судов с командами. Количество судов определить совещанию из <представителей> Полевого штаба, коморси и Особого отдела ВЧК».
В это время события на черноморском побережье России развивались следующим образом. В феврале 1920 года Красная Армия занимает Одессу, в марте — Новороссийск, в середине ноября — Крым. Таким образом, к концу года на всем протяжении черноморского побережья РСФСР была установлена Советская власть.
В марте 1921 года отдел морской инспекции ВЧК подготовил заявку командованию Морскими силами республики (МСР) о выделении необходимого корабельного состава для организации охраны границ.
21 мая того же года решением Реввоенсовета (РВС) Морских сил Черного моря (МСЧМ) Морособотделу ВЧК Западного района передаются бывшая паровая яхта «Светлана» и бывший паровой крейсер Отдельного корпуса пограничной стражи «Ястреб». Керченским особым отделом охраны границы был получен катер «Урицкий».
Однако спустя пять месяцев (21 октября) постановлением СТО в связи общим сокращением вооруженных сил пограничные войска расформиро-вываются и охрана и оборона границы возлагаются на армию и флот.
На основании данного постановления приказом ВЧК от 24 октября 1921 года предписывалось: «Флотилии [погранохраны] Белого, Балтийского
и Каспийского морей, Ладожского, Чудского и Псковского озер, несущие охрану водных границ республики, передать соответствующим командующим Морскими силами, оставив в оперативном подчинении соответствующих особых отделов и под наблюдением и контролем Морской инспекции Управления войск ВЧК республики».
8 ноября того же года на совещании комиссии по выработке инструкции о передаче флотилий ВЧК морскому ведомству было утверждено «Положение о взаимоотношениях военно-морского командования, особорганов ВЧК по охране морских границ РСФСР и морской инспекции Управления ВЧК».
Этим документом определялось, что «охраной морских границ
и побережий РСФСР ведают и за нее являются ответственными особые органы ВЧК по охране границ».
Командованию МСР предписывалось выделить по соглашению
с Президиумом ВЧК в оперативное подчинение особых органов
по охране границ постоянные отряды кораблей военного флота.
При этом отмечалось, что создаваемые отряды, «выделенные
в оперативное использование особых органов… во всех остальных отношениях подчиняются, на одинаковых с другими частями флота основаниях, морскому командованию».
2 февраля 1922 года приказом Революционного военного совета Республики (РВСР; РВС) объявляется уточненное «Временное положение о взаимоотношениях военно-морского командования и особых органов ВЧК по охране морских границ», в котором определяется, что «наблю-дение за исправным состоянием судов охраны, их механизмами, вооружением и средствами связи лежит на морском командовании. Снабжение и ремонт судов охраны и средств, выделенных на охрану, всеми видами довольствия, топливом и техническими средствами,
а также установление связи между органами Особотдела по охране
и штабами военно-морских соединений возлагается в полной мере
на морское командование».
В связи с изданием указанных выше документов в период с 31 июля
до 24 октября 1922 года пароход «Светлана» и крейсер «Ястреб» формально возвратили в состав МСЧМ с подчинением ОГПУ,
но фактически оба судна продолжали охранять границу. Катер «Урицкий» в августе 1922 года передали 26-му погранбатальону в Батуми.
Созданные вместо пограничных флотилий отряды судов охраны границы, укомплектованные флотом малочисленными, в основном устаревшими, требующими серьезного ремонта кораблями, не справлялись с охраной протяженных морских пространств страны. Не способствовало успешному решению поставленных задач и их двойное подчинение: принадлежность Морским силам, но выполнение заданий ГПУ.
16 июня 1922 года зампред созданного в феврале того же года Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР
Г. Г. Ягода писал начальнику Морского штаба:
«Отсутствие плавучих средств для охраны берегов Черного моря
в районах: Одесской и Николаевской губ., Крыма, Кубано-Черноморских губ. и Батумского укрепленного района совершенно ослабляет охрану границ Черного моря как в экономическом, так и, в особенности,
в политическом отношениях…».
В связи с таким положением дел Полномочное представительство
и Управление войсками ГПУ возбудили ходатайство о создании Отдельного корпуса пограничной стражи, которое было реализовано постановлением СТО от 27 сентября 1922 года, образовавшим Отдельный пограничный корпус войск ГПУ, в котором предусматривалось наличие речных и морских флотилий для охраны водных границ республики.
24 октября 1922 года во исполнение упомянутого постановления СТО помощник Главкома по морским делам подписал приказ о передаче ГПУ корабельного состава Финско-Ладожского, Чудского, Черноморского, Каспийского и Северного отрядов судов охраны границы, а 4 ноября РВСР и ГПУ объявили совместным приказом: «Во исполнение постановления Совета Труда и Обороны от 27 сентября сего года охрану сухопутной
и водной границ РСФСР передать во всех отношениях в ведение Государственного политического управления».
Приказом войск ГПУ № 587/4 от 11 декабря 1922 года для охраны морских границ предусматривалось формирование четырех отрядов судов пограничной охраны, в том числе и на Черном море.
Но уже 2 января 1923 года приказом ГПУ № 5/1 вместо отрядов создаются Северная, Финско-Ладожская, Черноморская и Каспийская флотилии. Черноморская флотилия включала Одесский, Севастопольский, Новороссийский и Батумский отряды.
Первоначально Приказом Народного комиссариата (Наркомата)
по морским делам от 24 октября 1922 года №119 для охраны границы
на Черном море следовало выделить десять сторожевых кораблей и пять сторожевых катеров. Однако обеспечение создаваемых морских частей корабельным составом шло с трудом, значительная часть передаваемых погранохране судов требовала текущего и среднего, а некоторые
и капитального ремонта. Вместо неисправных плавсредств часто направлялись другие, имевшиеся в наличии. По этой причине состав флотилий неоднократно изменялся.
В информационном бюллетене о состоянии охраны морских границ, подготовленном ГПУ 1 февраля 1923 года, отмечалось, что для Черноморской флотилии пограничной охраны к февралю от военного флота было принято лишь два катера в Батумском отряде,
да и те находились в ремонте. Таким образом, «наиболее пораженные контрабандой районы Одесской губернии, Крыма и Кубано-Черноморского побережья остались без морской охраны. <…> Установлен хищнический вывоз за границу из Батума, Новороссийска и Севастополя золота, серебра, бриллиантов и др. драгоценностей в огромном количестве, достигающем до 50 пуд. золота, несколько сот пудов серебра в месяц только из этих городов».
В результате длительной переписки в состав Черноморской флотилии
с Одесским, Севастопольским, Новороссийским и Батумским отрядами
ттв 1922–1923 годах были получены:
– бывшие крейсера погранстражи «Коршун», «Ястреб» и судно «Светлана»;
– катера-истребители постройки фирмы «Greenport Basin & Construction C°»: «Дельный», «Достойный», «Деятельный», «Жаркий», «Живучий», «Завидный», «Пронзительный», «Прочный», «Прыткий», «Пылкий»,
из числа закупленных в 1915–1916 годах в Северо-Американских Соединенных Штатах;
– сторожевые катера постройки верфи Золотова «Летучий» и «Лихой»;
– моторные катера «Батум», «Оля», СК-13, «Урицкий», «Тифлис»;
– парусно-моторные фелюги и шхуны «Аслан», «Алла-Эмонет», «Валюта», «Вега», «Дерия», «Крошка», «Курлан-Куш», «Лена», «Юдифь».
Структура морпогранохраны в составе флотилий просуществовала менее года. Правительство и руководство госбезопасности посчитали,
что флотилии не в состоянии самостоятельно организовать охрану морских границ СССР.
В итоге приказом ГПУ от 12 октября 1923 года № 418 Черноморская флотилия расформировывалась и вместо нее создавались четыре отдельных отряда кораблей погранохраны, непосредственно подчиненных Полномочным представителям ГПУ соответствующих округов:
1- и 2-й пограничные отряды судов Черного моря — ГПУ Украинского округа; 3-й — ГПУ Юго-Востока России; 4-й — ГПУ Закавказья.
На штаб 2-го пограничного отряда судов возлагалась обязанность
по снабжению кораблей всех отрядов Черного моря по всем частям, комплектованию личным составом и политработе.
Согласно приказу, судовой состав морских частей сокращался,
«излишки личного состава судов и штабов флотилий, не могущие быть использованными в сухопутных пограничных частях», демобилизовались. В число так называемых «излишков» вошли полученные совсем недавно сторожевые корабли «Коршун» и «Ястреб», катера «Батум», «Дельный», «Достойный», «Деятельный», «Завидный», «Жаркий», «Живучий», «Пронзительный», «Прыткий», «Пылкий», «Летучий», «Лихой», СК-13, «Тифлис», «Урицкий», в течение 1923–1924 годов возвращенные Морским силам Черного моря (МСЧМ), списанные на слом или переданные гражданским организациям.
Таким образом, к середине 1920-х годов из быстроходных катеров
у черноморской морпогранохраны остались только «Прочный»
и «Завидный», причем последний в ноябре 1923 года был возвращен
в состав МСЧМ, а в 1926 году вновь передан Управлению погранохраны Крыма и в дальнейшем входил в состав Севастопольской морской погранбазы. Остальной наличный состав пограничных судов составляли рейдовые катера и парусно-моторные шхуны и фелюги.
Об этом времени вспоминал бывший военный комиссар 19-го Очаковского, а затем 26-го Одесского погранотряда, впоследствии генерал-лейтенант К. Ф. Телегин.
Из воспоминаний генерал-лейтенанта К. Ф. Телегина
Службу нести было тяжело. Отряд морской, а катеров до 1923 года не имел. Были у нас только старые посудины, на которых мы ходили в море, хотя плавать на них было рискованно, не говоря уж о преследовании нарушителей.
В первые годы Советской власти туркам разрешалось производить
лов рыбы в наших водах. В портах Евпатории, Ялты, Судака и др.
были отведены места для стоянки турецких рыболовных судов.
Все это использовалось контрабандистами и иностранными разведками для проведения шпионской и подрывной деятельности, усложняло охрану государственной границы. Турецкие контрабандисты смеялись над нами. Подойдут близко к берегу и маячат перед глазами. А когда наши «черепахи» выйдут к ним, они помашут флагами или выстрелят вверх
из ружья, дадут полный ход и поминай, как звали.
Отряд охранял участок огромной протяженности от Каралино-Бугаза
до Перекопа, имея всего две комендатуры Одесскую и Скадовскую.
Только Скадовская комендатура в составе 12 погранзастав и поста
на острове Джарылгач контролировала участок в 600 км. Кроме того,
мы должны были проверять иностранные пароходы, заходившие в Одессу, Николаев, Херсон. Вся тяжесть службы легла на парусно-моторные фелюги «Валюта» (командир Васильев), «Лена» и «Светлана», которые, кроме дозорной службы обеспечивали продовольствием, фуражом
и другим имуществом комендатуры и заставы. При управлении отряда был еще катер «Вега», который на ходу даже в небольшую волну зарывался носом и черпал воду. Тем не менее, пограничники на нем отваживались выходить в море и даже задерживали нарушителей границы.
Кроме того, пограничники использовали в службе по охране границы суда, которые конфисковывались при задержании нарушителей.
На участке южного берега Крыма несла службу парусно-моторная фелюга, реквизированная у турецких контрабандистов. Ей пограничники дали название «Чекист». На Евпаторийском направлении использовалась
в службе парусно-моторная шхуна № 7, приобретенная таким
же образом.
В историческом формуляре Морской базы ОГПУ Северо-Кавказского края упоминается, что формирование морской погранчасти в Новороссийске началось с прибытия в декабре 1922 года из Севастополя на катере «Прыткий» Богатырева с командой из десяти человек с задачей создания 3-го отряда Черноморской погранфлотилии. В течение 1923 года
в Новороссийск также прибыли истребители «Летучий» и «Дельный», командир последнего Ткаченко был назначен командиром
3-го пограничного отряда судов.
Личный состав отряда в количестве 28 человек состоял из сверхсрочно-служащих, принятых в Севастополе на добровольных началах. Приготовление пищи производилось на берегу у места стоянки катеров при помощи примусов. Береговые здания для размещения личного состава отсутствовали.
В июле 1923 года истребитель «Прыткий» перевели в Батуми, а в октябре того же года у «Летучего» при попытке поднять его на берег для очистки днища отвалилась подводная часть. В строю остался только катер «Дельный». В ноябре 1923 года для восполнения судового состава прибыли из Севастополя, закупленные у рыбаков, парусно-моторные шхуны «Юдифь» и «Крошка».
Кроме того, как упоминалось выше, судовой состав черноморских погранчастей пополнялся за счет судов, конфискованных у контрабандистов. Именно таким образом в апреле 1924 года в Новорос-сийский отряд погрансудов поступили парусно-моторные суда «Илдыз»
и «Пограничник».
В справке «Из истории боевой деятельности отряда пограничных судов Грузинского округа» указывалось, что в марте 1923 года в Батуми прибыли моторные катера «Батуми» и «Тифлис». 17 человек команды этих катеров стали первыми моряками-пограничниками, заступившими
на охрану морских рубежей Советского Закавказья. Через некоторое время отряд пополнился истребителями «Пылкий» и «Прыткий», моторным катером «Урицкий» и судном «Коршун». В августе 1923 года сформировался штаб Закавказского отряда.
«Судов для охраны границы не хватало... Первые советские моряки-пограничники стойко переносили все трудности восстановительного периода. Жили они в сараях и в подвалах, пищу готовили где придется
и часто, возвращаясь из трудных походов усталыми и мокрыми, не имели возможности порядком обсушиться и отдохнуть. Это, однако, нисколько не отражалось на выполнении ими своего боевого чекистского долга.
Ни на одну минуту не оставляли они морские рубежи. И в ясный погожий день, и ночью в условиях плохой видимости они одинаково бдительны
и насторожены».
В историческом формуляре 4-го Батумского отряда погрансудов отмечалось: «7 августа 23 г. исключены из судового состава, как совершенно негодные м/к-ра "Батум" и "Тифлис"… На 1 января 1924 г.
4-й отряд имел в своем составе суда: "Коршун", "Пылкий", "Прыткий", "Урицкий", "Дельфин", "Дерия", "Алла Эмонет" и "Аслан". Все суда,
за исключением первых трех стояли на берегу — ремонтировались. "Коршун", хотя и был на ходу, но бездействовал из-за отсутствия угля.
С декабря месяца 23 г. повелась борьба за создание боеспособности части, обращено особое внимание на ускорение ремонта судов,
и в конце мая 24 г. все суда были отремонтированы и введены в строй».
В соответствии с приказом ОГПУ от 12 мая 1924 года штабы 1-, 2-, 3-
и 4-го отрядов пограничной охраны Черного моря были расформированы
с подчинением имевшегося корабельного состава тем начальникам частей погранохраны, на участках которых они действовали. Вместо этих расформированных штабов «для руководства морскими средствами погранохраны в частях погранохраны Одесского губотдела, Кубано-Черноморского отдела, Азчека и Севастопольского окротдела» вводились должности морских инспекторов, которые также подчинялись соответствующим начальникам частей погранохраны Полномочных представительств ОГПУ. Из личного же состава штабов в 1924 году
в Севастополе создается база ремонта и снабжения судов погранохраны Черного моря. В 1925 году морские инспекции переподчинили сухопутным погранотрядам, т.е. морские пограничные части фактически вошли в прямое подчинение начальников этих погранотрядов.
Предполагалось, что такое решение позволит максимально эффективно использовать имеющийся корабельный состав для охраны границы и будет способствовать улучшению взаимодействия с сухопутными подразделениями пограничных войск. На основании приказа ОГПУ
от 19 мая 1927 года все черноморские пограничные катера и корабли свели в состав сформированных в 1927– 1928 годах Одесской, Севастопольской, Новороссийской и Батумской морских пограничных баз. Впоследствии базы были переименованы: Одесская стала Окружной морской пограничной базой, Севастопольская, Новороссийская
и Батумская — соответственно морпогранбазами № 4, 5 и 6. В мае 1929 года Новороссийская база также стала именоваться Окружной морской пограничной базой. Параллельно пограничники вели планомерное насыщение частей корабельным и катерным составом.
Продолжение статьи о Формировани и организации морской пограничной охраны на Черном море в 1920–1940-х годах читайте
в следующих статьях на нашем канале.
© В. А. Сутормин
Перед Вами фрагмент сборника "Гангут" №117/2020
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!