Арт-квиз посвященный художникам юбилярам 2021 года. Проверить свои знания в области русской живописи предлагает вам тучковская детская библиотека. Пять замечательных картин! Вам предстоит ответить - кто авторы этих произведений искусства?
Картина «Царевна-лебедь» была написана этим художником под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Пушкина. Художник работал над декорациями к постановке, а его первая жена играла царевну.
Эту девочку художник встретил в Тамбовской губернии. Он вышел на природу с мольбертом, а вокруг него собралась стайка деревенских детей. Бойкая глазастая девчонка спросила: «А что ты делаешь?». Художник ответил, что рисует, и предложил и ее нарисовать. Договорились устроить «сеанс» завтра. На следующий день вокруг собралось еще больше детворы – а той девочки не было. Зато пришел ее маленький братик, который и рассказал, что вчера сестренка пошла по грибы, а он увязался за ней. Когда возвращались, погода резко переменилась, запахло грозой. Торопясь успеть домой до дождя, девочка посадила малыша на плечи. Перебираясь через хлипкий мостик на болоте, она поскользнулась и увязла. Братишка выбрался на землю, а сестра совсем промокла. К вечеру у нее поднялся жар, и лежала она теперь в постели, сил набиралась. Эта история легла в основу картины и дала ей название.
Много лет художник вспоминал, что вот бы той глазастой девчушке показать, что из истории их получилось…
Самой первой сказкой, к которой художник сделал иллюстрации, была «Сказка о Иване-Царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Рисовал он картины в 1899 году в деревне Егны в Тверской губернии. Уехал туда с одной единственной книгой – сборником народных сказок Афанасьева. Выбрал он сказку о Жар-птице не случайно. Ее образ, как говорил художник, был ему близок – часто птица снилась ему именно накануне важных событий в жизни.Тот самый двуглавый орел, который используется сейчас на монетах «Банка России», принадлежит кисти этого знатока геральдики . Художник нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства, и с 1992 года этот орёл вновь стал официальным русским символом.
Работая над «Кружевницей», художник размышлял о «Бедной Лизе» Карамзина. Идея художника заключалась в том, чтобы показать красоту, над которой не властны ни нормы, ни условности. Пусть и крепостная, но кружевница изящна и кокетлива, ее взгляд проницателен, а улыбка добра. «Кружевница» написана вскоре после получения художником вольной. Полотно было одним из трех, которые живописец представил осенью 1823 года совету петербургской Академии художеств для соискания звания академика. Родившийся в семье крепостного, с детства он увлекался рисованием. Порой, забывшись, он писал ваксой портреты на стенах вместо того, что бы этой ваксой чистить обувь господ. До 47 лет художник был в крепостном плену у графа Моркова. Знаменитый своим своеволием, граф в течение долгого времени не соглашался дать художнику вольную, несмотря на уговоры. В 1823 году Тропинин, уже будучи известным даже императорской семье как непревзойденный живописец, был все же освобожден. Жена и сын получили вольную только через 5 лет.
Художник писал картину в Абрамцеве в имении Саввы Мамонтова. Кстати, было немало тех, кто находил сходства Алёнушки с дочерью мецената Верой — той самой, знаменитой «Девочкой с персиками» кисти Валентина Серова. Художник в ответ на это рассказывал о встрече с крестьянкой: «Алёнушка как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».
Сделав несколько эскизов и этюдов на берегу Вори и у пруда в Ахтырке, художник вернулся в Москву, где зимой завершил работу над картиной. Её первоначальное название — «Дурочка Алёнушка» — однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот