Почему я вдруг решила вспоминить этот фильм? Просто потому, что, на мой взгляд, он один из немногих в последнее время, кто сочетает в себе реальную трагедию семьи и отличную игру актёров.
Хочу оговориться сразу, что кинолента режиссёра Сергея Снежина по повести Павла Санаева, в данной статье рассматривается не как автобиографическая, привязанная к семье Санаевых- Быкова, а как отдельное произведение, фильм о семье маленького мальчика, глазами которого мы и смотрим на события .
Маленький Саша живёт в огромной, элитной по тем временам, квартире с бабушкой и дедушкой. Папа не участвует в жизни ребёнка, с его мамой они разошлись в раннем детстве сына. Мама мальчика тоже живёт отдельно. Причины её отсутствия вовсе не в том, что она бросила малыша и не любит его. В душе этой женщины бушует целая буря эмоций, она пытается отстоять своё Я в противостоянии со своими родителями.
Отец мамы Саши и, соответственно, его дедушка, человек знаменитый, народный артист, уважаемый и очень обеспеченный по тем годам человек.
Мать, бабушка, домохозяйка. Но отношения не складываются настолько, что дочь оставляет 8-летнего сына на своих деспотичных родителей, потому, что они не доверяют Ольге (роль исполняет Мария Шукшина) её постоянно болеющего ребёнка.
Ольга находит новую любовь, трудную, неоднозначную, неустроенную в бытовом и финансовом плане, и пытается отстоять сына Сашу.
Деспотичной, по-сути, является лишь её мать, Нина Антоновна Савельева, роль которой блистательно исполняет Светлана Крючкова. Роль трудная, как и сама судьба героини. Женщина не работает, воспитывает внука, у неё дом- полная чаша, нет бытовых и финансовых проблем, но это не делает её счастливой. Муж, знаменитый и любимый многими, популярный актёр, для неё духовно чуждый и даже враждебный человек. Он подчиняется ей, не противоречит, выполняет все её прихоти, в том числе и отчуждение от единственной родной дочери, которую, конечно же, любит в душе. Но он не в силах противостоять супруге, жизнь которой с ним с самого начала была вовсе не сладкой. Наверняка чувствует свою вину, потому и давит свою волю, подчиняясь ей, и лишь изредка взбрыкивая. Его роль тоже отлично исполнил Алексей Петренко. Семён Михайлович в его воплощени весьма колоритен. И жалок, что добавляет характер образу .
Нина Антоновна одинокая и несчастная женщина, у неё нет родных, близких и даже просто друзей, она никому не доверяет. В телефонном разговоре своей подруге она открывает душу: несчастная любовь с изменяющим ей человеком, разлука с родителями, трудные годы войны, смерть любимого сына, болезнь дочери, рождённой уже после страшной потери, лечение в клинике от психического расстройства, полное равнодушие мужа, дочь, не понимающая её и тоже не ставшая ей близкой...
Лишь внук Саша - её свет в окне, любит она внука беззаветно, но странною, лишь ей подвластною, любовью.
Возможно, таким способом она пытается отомстить дочери за отчуждение и предательство в её понимании. Она внушила себе, мужу, внуку и всем окружающим, что дочь плохая, бросила ребёнка, хотя, на самом деле, сама препятствует встрече с ним.
Маленький 8- летний Саша с пелёнок живёт с сознанием того, что он тяжело болен,
что его бросила мама, променяла на "хахаля", что без бабушки с дедушкой он умрёт, потому, что никто, кроме них, не сможет так заботиться о нём...
Но у мальчика есть маленькие секретики: труп мышонка, который он находит под кроватью и хотел похоронить за плинтусом. Потому, что и сам Саша- беззащитный маленький мышонок, которому нет ни от кого защиты. Саша забирается в шкаф, нюхает дублёнку мамы, вдыхая её запах. Мама для него всё равно родная, он даже пытается ей помочь: бабушка безалаберно рассовывает денежные купюры в самые разные места (банки с крупами, под матрасы, в книги)... и Саша забирает несколько купюр, прячет их в тайник под своей кроватью, он хочет помочь маме, которая испытывает финансовые трудности....К сожалению, мальчику не удаётся уехать к маме на такси, таксист не везёт его одного, да и дома ждёт конфуз...
Но у Саши день рождения, на который приходит Мама с подарком. Правда, бабушка выступает тут во всей красе своего безумия, а подарок летит в окно...
После смерти бабушки мама и отчим воспитывают Сашу (что уже не показано в фильме), но вопрос в другом: насколько такая жизненная ситуация могла повлиять на его неокрепшую психику? Прототип Павел Санаев, к которому мы договаривались не обращаться, и, всё же, приведем, как аналог, вышел вполне достойным человеком. Удалось ли это вот такому вот Саше и тысячам других детей, ставшим заложниками разборок взрослых? Думаю, неизгладимый след в сердце и нервной системе остался навсегда. Но зато, вероятно, они сделали для себя выводы: так жить нельзя. В лучшем случае, при благоприятном раскладе.
Что вы думаете на этот счёт? Пишите в комментариях.