Найти тему

Сравнили маркетплейсы для малого бизнеса и знаем, что посоветовать

Оглавление

Выход на маркетплейс — всегда новая точка роста для бизнеса. А еще доступ к огромной аудитории без затрат на рекламу. В 2020 оборот через этот канал вырос у 89% предпринимателей. 45% продавцов на маркетплейсах даже не используют сайт или интернет-магазин (данные Data Insight). Чем маркетплейсы отличаются друг от друга? И какой из них выбрать? Попробуем разобраться.

Ozon

Одна из самых популярных площадок. В первом полугодии 2021 года число заказов в старейшем интернет-магазине в России превысило 34 млн. А количество активных пользователей достигло 16 млн.

Плюсы Ozon

  • Можно выбрать схему работы: FBS и FBO. В первом случае вы храните товар на своем складе, а во втором — на складе Ozon. Совмещать схемы можно. Тогда часть товаров попадут на склад маркетплейса, а часть — останутся у вас.
  • Можно работать из регионов. Склады Ozon есть в Москве, Твери, Санкт-Петербурге и других городах. Выбирайте тот, который ближе к вашему офису или производству, и отправляйте товар туда. Или сразу отвозите в пункт выдачи заказов или в сортировочный центр.
  • Не нужно платить персоналу. Тут все просто — если товары хранятся на складе Ozon, вам не понадобятся сотрудники, которые их упаковывают.
  • Спрос можно узнать заранее. Если работаете по схеме FBS, но еще не завезли товары, вы можете понять, будет ли на них спрос. Зайдите в личный кабинет и выставите остатки произвольно. Затем довезите те товары, которые заинтересуют покупателей. А чтобы продавать еще больше следите за самыми топовыми категориями и предлагайте подобные товары.
  • Можно запустить собственную акцию и не ждать, когда это сделает маркетплейс. Задайте период проведения, настройте аудиторию и скидку, запустите промо. Подробнее об инструментах продвижения на Ozon читайте в статье МоегоСклада.

Минусы Ozon

  • Нельзя торговать самозанятым. У вас должно быть ООО или ИП. А если торгуете со склада маркетплейса, то нужен еще и ЭДО. О том, чем, где и как может торговать самозанятый, рассказали здесь.
  • Нужны сертификаты на товар и документы на бренд. Запросить их могут в любой момент. Если показать нечего, товары заблокируют.
  • На модерацию уходит несколько дней. Если товар не пройдет ее через три дня, то понадобится повторная модерация после правок. Из-за это процесс может затянуться на неделю и больше.
  • Много рутины при работе по схеме FBS. Маркетплейс требует, чтобы продавцы строго соблюдали правила упаковки товаров и наклейки стикеров. Пользователям МоегоСклада, которые подключили интеграцию с Ozon, проще — есть «умная» печать стикеров, которая экономит время и расход стикерной ленты.
  • Ozon регулирует цены. Если робот маркетплейса видит, что на другой площадке более дешевое предложение, продавец должен понизить цену. А еще поставщик не может собрать базу клиентов: он никак не взаимодействует с покупателем и не получает его контактов.

СберМегаМаркет

СберМегаМаркет — бывший маркетплейс Goods.ru. Его выкупил и переименовал Сбербанк. Сейчас у площадки 6 млн 700 тысяч уникальных посещений в месяц, 10 тысяч заказов в день и больше 4500 продавцов.

Плюсы СберМегаМаркета

  • Быстрое подключение продавца. SLA маркета — один день.
  • Работа по «модели будущего». У маркетплейса нет склада, он не конкурирует с продавцами, не продает свои товары и не регулирует цены.
  • Можно выбрать одну из трех схем работы. По первой продавец отвозит упакованные заказы в сортировочный центр, откуда маркет доставляет их покупателям. По второй и третьей площадка забирает товары сама.
  • Размер бизнеса не важен. Для маркетплейса главное — широта ассортимента, поэтому площадке интересны и крупные, и мелкие поставщики.
  • Есть тестовый заказ. Можно проверить работу маркетплейса до старта продаж и избежать ошибок.

Минусы СберМегаМаркета

  • Нельзя торговать без юрлица. Площадка не работает с самозанятыми и физлицами, только с ООО и ИП.
  • Продавец полностью берет на себя комплектацию заказов. СберМегаМаркет только сообщает о новом заказе. Вам придется своими силами комплектовать и упаковывать товары. Для этого лучше подключить интеграцию с маркетплейсом в МоемСкладе. Вот как это сделать.
  • Есть скоринг продавца. Он учитывает: число отказов и переносов, время обработки и подготовки заказа, актуальность остатков, своевременность передачи информации о сроках доставки и планировании отгрузки, своевременность отгрузки.
  • Склад продавца должен быть в пределах 50 км от МКАД. Но если вы можете сами доставлять заказы в сортировочный центр, то место и наличие склада неважно.

Магазин ВКонтакте

Социальная сеть подходит и для общения, и для продаж. Сейчас у платформы более 70 млн активных пользователей. Рост товаров, которые продаются и покупаются ВКонтакте от года к году, составляет 40%.

Плюсы Магазина ВКонтакте

  • Быстрый выход в онлайн. Подходит в том числе тем, у кого нет интернет-магазина. На этой площадке можно сразу начать торговать: не нужны программист и большие затраты. Если вы пользуетесь МоимСкладом, подключите интеграцию с VK, которая автоматически передает в сервис заказы от покупателей.
  • Не требуется юрлицо. А это значит, что торговать могут и самозанятые, и физлица.
  • Можно общаться с покупателями через сообщения и собирать их контактные данные для базы клиентов.
  • Не нужно бумаг и сертификатов. Главное, чтобы вы не торговали запрещенными товарами. В остальном — алгоритмы ВКонтакте отдают предпочтение подтвержденным продавцам, которые активны, быстро отвечают на сообщения, используют VK Pay и инструменты площадки. Подробнее о том, как создать магазин ВКонтакте и продвигать его, читайте тут.

Минусы Магазина ВКонтакте

  • Меньше возможностей, чем на других площадках. В Базовом режиме продавец может только общаться с покупателями и привлекать новых клиентов в сообщество. Доступны витрина и карточки товара: ассортимент, стоимость и наличие. Для покупки надо написать сообщение продавцу, либо перейти в приложение VK Mini Apps стороннего разработчика, либо — на сайт продавца.
  • Нет потенциального трафика покупателей. Все зависит только от усилий продавца и рекламы сообщества.
  • Нет склада. Продавец берет на себя хранение и сборку заказов. А вот доставлять их можно через службы Boxberry и СДЭК, а также с помощью курьерских служб.

Яндекс.Маркет

Осенью 2020 года бывший маркетплейс «Беру» стал частью сервиса Яндекс.Маркет, который до этого работал как рекламная витрина. В первом квартале 2021 года число активных покупателей на площадке составило 7,7 млн.

Плюсы Яндекс.Маркета

  • Можно выбрать одну из четырех схем размещения и продажи товаров. При FBS площадка берет на себя только доставку, а продавец хранит, обрабатывает и упаковывает заказы. Если же магазин готов сам заниматься доставкой, ему подойдет модель DBS. Еще есть FBY, когда маркет берет на себя хранение, обработку, упаковку и доставку заказа, а продавец только поставляет товары на склады сервиса. Может быть и так, что Яндекс.Маркет занимается только доставкой и упаковкой, а продавец хранит товар на своем складе. В этом случае они работают по схеме FBY+.
  • Есть инструменты продвижения. Например, можно настроить скидки по промокоду, а также цены по временной акции и программе лояльности.
  • Можно настроить регионы доставки. На площадке разрешено размещать товары, которые продаются или доставляются хотя бы в одной из трех стран: Россия, Беларусь, Казахстан. При этом магазин может настроить конкретные регионы доставки в каждой из них.

Минусы Яндекс.Маркета

  • Необходимо ИП или юрлицо. Самозанятые торговать на площадке не могут.
  • Все товары магазина должны быть в наличии. Товары, размещенные по модели DBS, без определенного срока доставки не отображаются на площадке. Следить за остатками товаров для продажи на маркетплейсе удобнее, если подключить интеграцию с Яндекс.Маркетом в МоемСкладе. Сервис передает информацию о товарах, модификациях и остатках. Список товарных предложений и его выгрузка в интернет-сервисы легко настраиваются. Вот как это работает.
  • Площадка берет плату за вывоз непроданных товаров со склада. Считайте все свои операционные издержки за размещение на маркете с учетом таких неочевидных платежей, как плата за складские работы и обратный вывоз.

Wildberries

В январе 2021 года Wildberries отчитался о росте годового оборота до 437 млрд рублей. Число продавцов, которые работают на площадке, превысило 90 тысяч, а количество пользователей достигло 40 млн.

Плюсы Wildberries

  • Можно торговать, если вы самозанятый. Сотрудничать с площадкой в таком качестве выгодно. Чеки формируются автоматически и передаются в ФНС через сервис от Сбербанка, через который регистрируют самозанятых. Но нужно помнить, что маркетплейс может запросить документы на товары, чтобы проверить их качество. Если вы торгуете, как самозанятый и пользуетесь МоимСкладом, подключите интеграцию с Wildberries.
  • Есть инструменты для продвижения. Например, можно настроить показ рекламных объявлений на портале и e-mail рассылку с вашим баннером. Подробнее об этом читайте в статье МоегоСклада.
  • Продавцы получают выплаты каждую неделю. Благодаря этому кассовый разрыв минимален.

Минусы Wildberries

  • Площадка требует прайс-лист на товары. Так маркетплейс решает, хочет он видеть вашу продукцию на своей витрине или нет. Уже на этом этапе магазину могут отказать.
  • Нужно платить за логистику. Тариф зависит от категории и подкатегории товара.
  • Легко ошибиться. У Wildberries множество мест, в которых трудно разобраться — особенно новичку. Например, нужно сгенерировать штрихкод коробки, затем привязать его к штрихкоду поставки, сопоставить два типа данных в excel, загрузить на портал и дождаться окончания загрузки. И в личном кабинете не все очевидно. Для сравнения у Ozon все происходит автоматически. О других отличиях двух крупных маркетплейсов написали здесь.

Что выбрать

Прежде чем определиться, быть выходу на маркетплейс или нет, нужно проанализировать много факторов.

Если вы только начинаете свой бизнес, стартуйте с малого: подключите Магазин ВКонтакте. Так вы научитесь торговать через внешнюю площадку и настройте процессы для дистанционной торговли.

Процедуры размещения на крупных маркетплейсах во многом похожи. Это наличие юрлица, оплата комиссии и расходов за упаковку, хранение и доставку. Часто это решение для уже работающего бизнеса. Такие компании используют маркетплейсы как возможность для дальнейшего роста, не для старта.

Подключите программу МоегоСклада для торговли на Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркете и других площадках. С ней вы будете получать все заказы в одном окне, следить за остатками и вовремя отправлять недостающие товары на склад маркетплейса. А еще сможете обновлять цены сразу на всех площадках, не выходя из МоегоСклада. Попробуйте работать в программе прямо сейчас!