Найти тему

Византийские древности русских Помпей

Сегодня имя Алексея Уварова многое расскажет разве что историкам и краеведам, а ведь было время, когда слава о деяниях графа гремела по всей России. Блестяще образованный аристократ, знавший несколько иностранных языков, с детства питал тягу к изучению древностей. Не случайно поэтому он стал первым серьёзным исследователем Херсонеса, который уже много лет называют «русскими Помпеями».

Место крещенской купели в Херсонесе
Место крещенской купели в Херсонесе

Впервые Алексей Сергеевич посетил Херсонес осенью 1848 года. Будучи уже тогда известным археологом, отметил, что сакральное для Руси место, где принял крещение князь Владимир, требует более тщательной методики изучения и составления подробного плана городища. Через 5 лет он приступил к осуществлению своего плана и при раскопках сосредоточил внимание на христианском храме, названном впоследствии «Уваровской базиликой». Если бы не Крымская война, графу, которому поручили вести археологические работы в Таврической губернии, удалось бы осуществить ещё многое из задуманного.

Плодом многолетних штудий Алексея Уварова стал «Византийский альбом» — одна из первых книг в России, посвящённая византийскому искусству. Ранний уход графа не позволил ему завершить дело всей жизни: он планировал выпустить цветные художественные копии миниатюр и мозаик IV—XIV веков. Печальная судьба была уготована книге, долгое время считавшейся утраченной. Однако волею случая она была найдена в фондах Государственной публичной библиотеки и теперь, наконец, опубликована.

Цветные копии византийских миниатюр
Цветные копии византийских миниатюр

Эксклюзивный по содержанию альбом (созданный во время свадебного путешествия графа и его супруги Прасковьи по Европе в 1859 году) впервые оказался на крымской и, что особенно важно, херсонесской земле, где в июле открылась выставка «Византийские древности графов Уваровых».

Вот что рассказывает заведующая научно-архивным отделом Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Прохорова:

— Главные экспонаты выставки — альбомы, повествующие о присутствии Византии на крымской земле, поэтому особое внимание уделено базилике, которую увековечил граф Уваров. Он ввёл её, что называется, в научный оборот. Открыта же она в ходе раскопок одного из флотских офицеров — Михаила Шемякина, который наткнулся на стену храма двумя годами ранее. Поэтому началом путешествия по выставке является, собственно, рассказ о базилике, начиная от самовольных раскопок, перешедших в исследования графа, а затем и работы археологов в 70-е годы прошлого века.

Книги из фондов музея
Книги из фондов музея

Реконструированная современными мастерами копия мозаики (оригинал хранится в Эрмитаже) воспроизводит ту, византийскую, которую лицезрели жители древнего Херсонеса. В целом же византийская эпоха, охватывающая около тысячи лет, — огромный пласт истории, ставший цивилизационной и духовной основой будущего. Отсюда пришла на Русь вера христианская. Ряд исследователей полагает, что именно рядом с базиликой произошло крещение князя Владимира. Теперь на этом месте возведена ротонда.

«Изюминка» выставки, несомненно, оригинальные листы из альбома графов Уваровых, которые выставляются впервые. Это точные копии миниатюр, древнейших библейских кодексов и манускриптов. Подлинники по сей день хранятся в Ватиканской апостольской библиотеке, французской и австрийской национальных библиотеках.

Прасковья и Алексей Уваровы
Прасковья и Алексей Уваровы

В своё время миниатюры рисовал специально приглашённый художник Шарль Кориссон, который сопровождал чету Уваровых. По ряду обстоятельств (в том числе из-за занятости политической и общественной деятельностью) граф не смог при жизни опубликовать альбом. Его дело продолжила супруга.

Основная цель выставки (будет работать до 30 августа) — показать удивительный союз Уваровых и Херсонеса, любовь супружеской пары к крымской земле, истинный патриотизм людей, преданных Отечеству и бесконечно гордящихся великой историей, которая на протяжении тысячелетий связывает поколения.

Многочисленные посетители древнего городища (в эти летние дни их поток достигает 10 тысяч человек) открывают для себя много нового (экскурсии здесь начинаются с осмотра базилики) и уходят с ощущением, насколько всё взаимосвязано в нашем лучшем из миров.

Светлана КИРЬЯНОВА
Фото Валентина ГУСЕВА