Найти в Дзене
Старые Монеты.

1 рубль 1736 - 1737 годов копия штемпелей Гедлингера

Иконография чеканенного портрета Императрицы Анны Иоанновны, первой половины её правления, отмечена поиском портретной миниатюры, которая бы полностью устроила её изысканный вкус. Вплоть до 1736 года на аверсах серебряной монеты рублевого достоинства, прослеживается творческий поиск известных и без известных резчиков. Немец Антон Шульц, россияне Иван Васильев и Лукьян Дмитриев. Имена этих мастеров известны нам большей частью только из документов, и лишь один портретный вариант несет на себе сигнатуру «В», приписываемую И.Васильеву. Творческие искания медальеров, с одной стороны, сопровождались поиском самой Анны Иоанновны. Царица искала среди художников. Она искала мастера, который смог бы удовлетворить её требования и ожидания. Одним из таких был швейцарец Иоганн Карл Гедлингер. По восшествии на Престол в 1730*, Анна Иоанновна сделала первую попытку через графа Головина заполучить к себе на службу маэстро Гедлингера, имя которого к тому времени не сходило с уст сильных мира сего. У

Иконография чеканенного портрета Императрицы Анны Иоанновны, первой половины её правления, отмечена поиском портретной миниатюры, которая бы полностью устроила её изысканный вкус. Вплоть до 1736 года на аверсах серебряной монеты рублевого достоинства, прослеживается творческий поиск известных и без известных резчиков. Немец Антон Шульц, россияне Иван Васильев и Лукьян Дмитриев.

Имена этих мастеров известны нам большей частью только из документов, и лишь один портретный вариант несет на себе сигнатуру «В», приписываемую И.Васильеву. Творческие искания медальеров, с одной стороны, сопровождались поиском самой Анны Иоанновны. Царица искала среди художников. Она искала мастера, который смог бы удовлетворить её требования и ожидания. Одним из таких был швейцарец Иоганн Карл Гедлингер.

По восшествии на Престол в 1730*, Анна Иоанновна сделала первую попытку через графа Головина заполучить к себе на службу маэстро Гедлингера, имя которого к тому времени не сходило с уст сильных мира сего. Уже с конца второго десятилетия XVIII века слали многие монархи ему свои оферты-приглашения.

Пётр Великий дважды предлагал ему вступить на русскую службу: первое предложение мастеру было сделано Царем в 1717 **году, при посещении им Парижского монетного двора, где в то время молодой Гедлингер служил медальером. Также в 1723*** году, в поисках ведущего медальера на детище своё – Санкт-Петербургский монетный двор, Пётр снова обратился с предложением к Гедлингеру, на то время придворному Королевскому медальеру в Стокгольме.
Стоит отметить также, что в 1728 вежливый отказ Гедлингера получил и Король Польский Август II «сильный».

-2

До сих пор в нумизматике Имперского периода России существует непоколебимое мнение, что Маэстро Иоганн Карл Гедлингер не метил своих монетных штемпелей. Официальная точка зрения современной науки выражена в трудах таких грандов, как В.В.Уздеников.

Уздеников Василий Васильевич. МОНЕТЫ РОССИИ. Москва 1992.- 678с. Ил. Стр. 618. «Иоганн Карл Гедлингер. Резал штемпеля рублёвика 1736 г. .... Штемпеля не метил.» «Лукьян Дмитриев. Копировал штемпеля работ Гедлингера. .... Штемпеля не метил.»

Щукина Евгения Семёновна. МОНОГРАММЫ НА РУССКИХ МЕДАЛЯХ XVIII- НАЧАЛА XX ВЕКОВ. Киев 2002. – 160с. Ил. Стр. 69,70-71. «Хедлингер (Гедлингер) Иоганн Карл.» стр.69 «Автор штемпеля.... рублёвика 1736 (без монограммы)» стр.70 «I.C.H. (Иоганн Карл Хедлингер) В память заслуг графа Остермана» стр. 71.

Думается, что именно поэтому среди коллекционеров-нумизматов сложились и сосуществуют два различных по сути, но созвучных понятия: «рубль Гедлингера» и «тип Гедлингера». Понятие «Рубль Гедлингера» означает, что все монеты этого типа «отчеканены штемпелям работы самого Иоганна Карла Гедлингера». Второе понятие, «тип Гедлингера» означает, что монеты этого типа «чеканены штемпелями, которые скопировал россиянин Лукьян Дмитриев со штемпелей, сработанных рукой Гедлингера». «Рублём Гедлингера»

-3

Биткин В.В. «Сводный каталог монет России регулярного чекана» Киев 2000 – 624с.

Принято считать все рубли с новым, доселе невиданным, реалистичным, полным экспрессии, величественным портретом Императрицы Анны Иоанновны и только c датой «1736» над Большой Императорской Короной на реверсе.

Соответственно, все рублёвики с таким же портретом, но с датой «1737» обозначаются как «тип Гедлингера»

Cуществует версия, по которой часть рублей с датой «1737» отчеканены штемпелями аверса, которые «заготовил» впрок предусмотрительный швейцарец. Именно поэтому собиратели тематических коллекций не делают особой разницы при выборе экземпляра для коллекции - положить в свой мюнцкабинет «рубль Гедлингера» или же рубль «тип Гедлингера».

Здесь стоит обратить особое внимание читателя на фразу: «Пуансон снят с предыдущего Дмитриевым»... Техническим термином «пуансон снят» барон Шодуар в двух словах упомянул технологию. Что же это такое, «снять пуансон»?

Экскурс в технологию изготовления монетного штемпеля в России до первой трети XVIII Века... Главным медальером страны в это время был Антон Шульц*. Урождённый немец, принят на российскую службу в 1724 году. Имел к тому времени уже второй пятилетний контракт**. Антон Шульц владел классической технологией изготовления штемпелей для чеканки монет и медалей, впервые описанной в трактате Бенвенуто Челлини*** и распространённой по всей Европе.

-4


Согласно манускрипту великого ювелира, скульптора и медальера Эпохи Позднего Возрождения Бенвенуто Челлини, опубликованному в 1568 году, для большего единообразия монетных штемпелей, а следовательно и самой монеты, при изготовлении штемпеля следует применять особый инструмент - пу(а)нсоны, имеющие позитивное изображением участка, детали орнамента монеты, буквы легенды, части портрета или фигуры.

В трактате они названы «madri» - маточники. Т.е., к примеру, для изготовления аверсного штемпеля рублёвика Петра II в 1728 году, требовалось, по меньшей мере, около 25 различных пунсонов-маточников. Этим же объясняется и обилие легко различимых штемпельных вариантов рублёвиков Анны до 1734 года. Портрет «компоновался» из отдельных деталей. Лицо, причёска, украшения на платье, на каждый элемент существовал свой отдельный пунсон****.

В 1723 году господин фон Бибиков, русский императорский уполномоченный, и посланник русского Двора барон фон Цабрхилм предложили мне «карт бланш» в оферте привлечения моего на Царскую Службу к Петру Великому, который однако вместо меня презентован господину медальеру Антону Шульцу,    в то время при мне и умершим в 1736 в Москве.

-5

* В то же время Антон Шульц, кроме исполнения обязанностей медальера, обучал ремеслу резчика и учеников. Так в распоряжении по Бергколлегии от 16 августа 1725 года к нему был прикреплён ученик резного дела Лукьян Дмитриев
** ВКГМ «Монеты царствования Императрицы Анны Иоанновны» стр. 94
***Бенвену́то Челли́ни (итал. Benvenuto Cellini; 3ноября 1500, Флоренция — 13 февраля 1571, Флоренция) — выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса. «I trattati dell'oreficeria e della scultura»1568
**** c немeцкого «Punze».

Следует подчеркнуть, что по причине некачественной стали служил этот инструмент недолго. Изготовление нового пунсона было трудоёмко и никак не обеспечивало единообразия. Кроме того, судя по документам Бергколлегии того времени, оплата резчикам производилась по конечному продукту, т.е. за готовые штемпеля. Естественно, что мастеровой народ со своей стороны стремился усовершенствовать работу и сократить потери дорогих времени и материала.

-6

Этот процесс хорошо отслеживается на портретных миниатюрах рублёвиков «молодой Анны», особенно 1730-1731 гг. Некоторое однообразие портрета 1732-33 годов*, отмечаемое авторами, специалистами по монетам Анны Иоанновны, резко нарушено в 1734 году. На фоне всплеска количества портретных типов, который говорит только о поиске оптимального художественного решения, на «сцену» вышли несколько вариантов портрета: «большая голова», «цыганка», «лирический портрет»**.

Техника исполнения этих аверсов отличается от предыдущих. Они представлены многочисленными вариациями, видимыми и различимыми только тренированным взглядом собирателя. Так, даже редкий сам по себе аверс с монограммой «В» представлен пятью штемпелями***. Это явление объяснимо только тем, что при изготовлении аверсного штемпеля стал применяться маточник более крупного размера. Мелкие же детали – жемчужины, подвески и др. по-прежнему наносились от руки резчиками, с применением мелких пунсонов.

* Е.Г. Полуйко. РУБЛЬ АННЫ ИОАНОВНЫ. КАТАЛОГ. Горький,1989 -71с.,ил. Стр.11

** Е.Г. Полуйко. РУБЛЬ АННЫ ИОАНОВНЫ. КАТАЛОГ. Горький,1989 -71с.,ил. Стр.12

*** Е.Г. Полуйко. РУБЛЬ АННЫ ИОАНОВНЫ. КАТАЛОГ. Горький,1989 -71с.,ил. Стр.36

Если принять во внимание многообразие редких портретных вариантов 1734 года, как свидетельство о творческом поиске, становится понятным, почему в конце 1735 года в Столицу прибыл художник-медальер И.К. Гедлингер.

-7

Царица приложила все усилия к тому, чтобы именно прославленный Гедлингер сделал для неё портретную миниатюру. Первоначально Анна Иоанновна позировала мастеру при большом собрании придворных. Затаив дыхание, знатная публика, вельможи, высшие государственные сановники наблюдали, как из воска на чёрном фоне пластины шиферного сланца Маэстро ваял Величественную Царицу. Успех был сенсационный, об этом Гедлингер упоминает в своей автобиографии. Он закончил работу над восковой моделью (боссирунг) под всеобщие аплодисменты.

Спасибо,что читали.