Это последняя капля.
У дверей больницы припаркован микроавтобус с работающим двигателем. Водитель играет на своем мобильном телефоне. Дым врывается в атриум. Я подхожу к его окну и прошу выключить двигатель. Он так и делает, сердито. Затем я замечаю, что он одет в униформу службы здравоохранения. Я иду через атриум, по коридору и в онкологическое отделение (на этот раз не для рака, а чтобы поговорить о реконструктивной хирургии). Я оглядываю огромный зал ожидания и задаюсь вопросом, сколько людей, сидящих здесь, могут заболеть в результате загрязнения воздуха. Я думаю о людях в других отделениях: дети с приступами астмы, пациенты, получающие лечение от дорожных травм, или страдающие от пожизненного бездействия, когда колеса заменили их ноги. И я поражен удивительным разнообразием способов, которыми автомобили разрушают нашу жизнь.
- Давайте оставим этот катастрофический эксперимент, признаем, что эта технология 19-го века приносит больше вреда, чем пользы, и спланируем наш выход из него. Давайте поставим цель сократить использование автомобилей на 90% в течение следующего десятилетия.
Да, машина все еще полезна – для нескольких человек она необходима. Из него получился бы хороший слуга. Но он стал нашим хозяином и портит все, к чему прикасается. Теперь он представляет нам ряд чрезвычайных ситуаций, которые требуют экстренного реагирования.
Одна из таких чрезвычайных ситуаций знакома каждой больнице. Загрязнение окружающей среды сегодня убивает в три раза больше людей во всем мире, чем Спид, туберкулез и малярия вместе взятые. Помните заявления в начале этого столетия, которые так шумно распространяла пресса миллиардеров, что государственные деньги лучше потратить на профилактику инфекционных заболеваний, чем на предотвращение изменения климата? Оказывается, что дивиденды для здоровья от постепенного отказа от ископаемого топлива, скорее всего, были бы гораздо больше. (Разумеется, ничто не мешало нам тратить деньги и на то, и на другое: это была ложная дилемма.) Сжигание ископаемого топлива, согласно недавней статье, сейчас это “самая значительная в мире угроза здоровью детей”.
В других секторах выбросы парниковых газов резко сократились. Но транспортные выбросы в Великобритании сократились всего на 2% с 1990 года. Юридически обязывающей целью правительства является сокращение на 80% к 2050 году, хотя даже это, как теперь говорит нам наука, безнадежно недостаточно. Транспорт, в основном из-за нашей одержимости частным автомобилем, теперь является основным фактором, ведущим нас к климатическому кризису, в этой и многих других странах.
Число погибших на дорогах в Великобритании неуклонно снижалось до 2010 года, после чего спад внезапно прекратился. Почему? Потому что, в то время как гибнет меньше водителей и пассажиров, число погибших пешеходов выросло на 11%. В США дело обстоит еще хуже: с 2009 года ежегодная смертность пешеходов выросла на 51%. Причин, по-видимому, две: водители отвлекаются на мобильные телефоны и переходят с обычных автомобилей на спортивно-бытовые. Поскольку внедорожники выше и тяжелее, они с большей вероятностью убьют людей, в которых попадут. Вождение внедорожника в городской местности - это антиобщественный поступок.
Существуют также более тонкие и всепроникающие эффекты. Движение приглушает сообщество, поскольку шум, опасность и загрязнение окружающей среды на оживленных улицах загоняют людей внутрь. Места, где дети могли бы играть, а взрослые-сидеть и разговаривать, отведены для парковки. Шум двигателя, великая, но едва признанная причина стресса и болезней, наполняет нашу жизнь. Когда мы толкаемся, чтобы обезопасить свое дорожное пространство, когда мы ругаемся и потрясаем кулаками перед другими водителями, пешеходами и велосипедистами, когда мы ворчим по поводу ограничения скорости и успокоения дорожного движения, машины меняют нас усиливая наше чувство угрозы и конкуренции , отрезая нас друг от друга.
Новые дороги расчищают сельскую местность, рассеивая мир, создавая полутьму шума, загрязнения и уродства. Их воздействие распространилось на многие мили. Осаждение реактивного азота из выхлопных газов автомобиля (среди других факторов) изменяет живые системы даже отдаленных креплений. В Сноудонии она снижается из расчета 24 кг с гектара в год, коренным образом изменяя растительные сообщества. Войны ведутся для того, чтобы снизить стоимость вождения: сотни тысяч человек погибли в Ираке частично ради этой цели Земля усеяна шахтами, необходимыми для производства автомобилей, и нефтяными скважинами, необходимыми для их питания, и отравлена разливами и хвостами .
Переход на электромобили решает только некоторые из этих вопросов. Уже сейчас красивые места разрушаются потоком электромобилей. Добыча лития, например, сейчас отравляет реки и истощает подземные воды от Тибета до Боливии. Они по-прежнему требуют огромных затрат энергии и пространства. Они по-прежнему нуждаются в шинах, производство и утилизация которых (шины слишком сложны для переработки) является массовым экологическим ущербом.
Нам говорят, что автомобили-это свобода выбора. Но каждый аспект этого посягательства на нашу жизнь поддерживается государственным планированием и субсидиями. Дороги строятся для размещения проектируемого трафика, который затем растет, чтобы заполнить новую пропускную способность. Улицы моделируются таким образом, чтобы максимально увеличить поток автомобилей. Проектировщики втискивают пешеходов и велосипедистов в узкие и часто опасные пространства – это запоздалые мысли городского дизайна. Если бы мы платили за жилую уличную парковку по рыночным ставкам за земельный участок, сдавая в аренду 12м2 в более богатых частях Британии автомобиль стоит около 3000 фунтов в год. Хаос на наших дорогах-это спланированный хаос.
Транспорт должен планироваться, но с совершенно другими целями: максимизировать его социальные выгоды, минимизируя при этом вред. Это означает полный переход к электрическому массовому транспорту, безопасным и отдельным велосипедным дорожкам и широким тротуарам, сопровождаемым постоянным закрытием условий, которые позволяют автомобилям бесноваться в нашей жизни. В некоторых местах и для некоторых целей использование автомобилей неизбежно. Но для подавляющего большинства путешествий их легко заменить, как вы можете видеть в Амстердаме, Понтеведре и Копенгагене. Мы могли бы почти уничтожить их из наших городов.
В наш век многочисленных чрезвычайных ситуаций – климатического хаоса, загрязнения окружающей среды, социального отчуждения – мы должны помнить, что технологии существуют для того, чтобы служить нам, а не доминировать над нами. Пришло время изгнать машину из нашей жизни.
Джордж Монбио-обозреватель Guardian