Найти тему
Соловьёв LIVE

Американцы ушли, но не совсем: что реально стоит за уходом США из Афганистана?

Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии в эфире программы «Полный контакт» с Владимиром Соловьёвым открыл глаза на настоящие цели США в Афганистане после вывода оттуда своих воиск.

Соловьев: Семен, слушай, у меня к тебе несколько вопросов. Во-первых, твои прогнозы оказались справедливы. И это было признано многими людьми, которые когда-то ставили это под сомнение. Я смотрю сегодняшнюю новость, сын Ахмад Шаха Масуда собирает вокруг себя несогласных с приходом талибов. И считает, что Панджшерское ущелье сможет удержать. А ты как считаешь, это все имеет право на существование? Ахмад Шах Масуд личность историческая. Как ты видишь развитие? Столько лет ты предсказывал точно судьбу этого региона. Каковы дальнейшие твои предсказания?

Багдасаров: Это тревожный факт, действительно. Я бы не стал его отбрасывать, сын Ахмад Шаха Масуда это не сам Ахмад Шах Масуд, это очевидная вещь. Проблема заключается в том, что вся Панджшерская долина это природная крепость, она создана для ведения партизанской войны. Туда трудно было всегда проникнуть и нашим войскам, и талибы там проникали, но не все так просто. Туда бежал еще вице-президент Салех, как его назвал наш посол (я восхищен нашим послом за правдивый рассказ, молодец) - ярко-ядовитый антиталиб. Они могут там получить поддержку и начать что-то делать, и это может создать головную боль для талибов. В этом плане я бы предостерег наших руководителей. Панджшер примыкает в северном направлении к афганскому Бадахшану. Если вести партизанскую войну, то любое движение нуждается в подпитке боеприпасами и всем остальным, необходимым для ведения войны. Ахмад Шах это получал ранее другим путем, с юга. А они будут стараться выйти на афганский Бадахшан, Панджшер - это вход туда, в афганский Бадахшан, а это граница Таджикистана. В афганский Бадахшан, который быстро сдался, там талибы договорились не без помощи китайцев, располагает таким рельефом местности, что позволяет переправлять караваны. Тут очень важно нам предупредить наших таджикских друзей. Не дай бог, вы начнете подпитывать их. Не надо недооценивать этих деятелей. Я много лет провел в этом регионе, уважаю и люблю этот народ, это мое любимое место. Не надо этого делать. Это может печально отложиться на нас. Мы можем втянуться в конфликт, который будет спровоцирован. В этом регионе не так просто в национальном вопросе. Целый ряд видных таджикских товарищей, а в Афганистане в два раза больше таджиков живет, чем в самом Таджикистане, они всегда стремились страну переименовать. Зачем «Афганистан»? Афганистан – это страна афганцев, это пуштунское название. Давайте назовем «Хорасан», старое название, и давайте федерализацию проведем. Я помню, у нас были деятели, к моменту вывода войск предлагали такое. Я говорю: «Да вы что? Пуштуны никогда такое не позволят. Это не в их традициях». Это опасная тенденция. Ни в коем случае их не поддерживать. Талибы с ними справятся, конечно. Но поддерживать их нельзя.

Соловьев: Талибы, они как раз из пуштунов? 

Багдасаров: Основная масса пуштунов, но там есть представители других народов. Это пуштунская организация. У нас была создана такая организация общероссийская для русского народа, что естественно. В Афганистане основной народ образующий – это пуштуны. Это Хазараджат – исторический регион, там ряд провинции входит. Там живут хазарейцы. Мне вчера понравилась оценка посла по поводу хазарейцев. Они шииты, к ним всегда относились прежние власти не очень хорошо, до конца XIX века они были рабами. Это потомки монгольских завоевателей, которые потом ассимилировались в этом горном районе. Он сказал, что рядом с посольством квартал хазарейский, и они боялись, что придут талибы и там что-то будет. Ничего, спокойно, все нормально. Вообще, оценка посла мне понравилась. Прекрасно, молодец. Я рад, что у нас такие послы, еще и в такой стране как Афганистан. Там тоже не придут, потому что там сосредоточено большое количество бывших бойцов Фатимиды, это отряды проиранских «прокси», как сейчас модно говорить, которые воюют в Сирии против протурецких формирований. Они состоят из афганцев, хазарейцев, шиитов. Были данные, что до 10 000 хазарейцев вооруженных вернулись в Хазараджат. Это такой район, где тоже тяжело вести войну, это горный район. Все эти проблемы есть и они скажутся.

Еще одна будет проблема. Талибы – это феномен. На Востоке всего два феномена: Рабочая партия Курдистана и Талибан. Они разные, те марксисты, ленинцы, анархисты и прочее, а это религиозная группа. Они посягнули на власть традиционных вождей. Не везде, но во многих моментах. И то, что сейчас они опубликовали ряд своих тезисов, они идут против многих традиций этих племен. В частности, пуштунских племен, на базе которых существует их идеология. В частности, они запрещают кровную месть. У пуштунов это святое. Это может вызвать у ряда племенных вождей какое-то сопротивление, хотя до этого все подавлялось и в Пакистане и в Афганистане в пуштунских племенах. На границе Пакистана и Афганистана живут религиозные племена, для которых авторитетом являлся Ахмед Гейлани, он умер 4 года назад, теперь его сын. Он был вообще против таких форм правления как эмират. Много таких есть подводных камней, которые, не дай бог, ввергнут Афганистан в очередную гражданскую войну, к чему будут ее толкать американцы. Я сейчас внимательно слежу, что американцы делают. Они все делают то же самое, что американцы делали, когда талибы только сформировались. Когда американцы начали сотрудничать, а потом их начали подталкивать в объятия Бен Ладена, откуда Мулла Омар вырвался. Опять напоминание о правах человека и прочих бреднях сивой кобылы. Афганцы живут по своим законам, не надо им навязывать ваши западные законы. Когда говорят о правах женщин, это не просто женщины. Это их матери, сестры, дочери и так далее. Это их вопрос, как они там будут решать – не надо туда вмешиваться. Это другая цивилизация. Для нас важно, чтобы наши интересы были соблюдены. Один из основных тезисов, который опубликовал Талибан, это борьба с наркотиками. За эти деяния смертная казнь, расстрел. Это напоминает принятую Мулла Омаром в 2004 г. о запрете посевов под страхом угрозы. В 2001 году ничего не выращивалось на контролируемой ими территории. Мы должны сейчас очень грамотно выверить позицию. Позиция нашего спецпредставителя по Афганистану, как и нашего посла – абсолютно верная. Американцы будут делать все, чтобы взорвать это. Они потерпели военное поражение. Сейчас они через дипломатию будут навязывать всякие предложения, которые могут радикализовать и по второму кругу запустить. Например, они говорят о коалиционном правительстве. Вообще в истории Афганистана понятия коалиции никогда не существовало. Это заканчивается плохо. Когда мы ходили, мы тоже придумали. Давайте коалицию создадим. Есть левая партия, вот им должности дали. В Афганистане всегда будет решать одна сила, один человек. Очень аккуратно, сейчас американцы будут на нас давить, на китайцев давить, на Пакистан, чтобы мы на них давили. Это может привести к радикализации. Внутри тоже есть радикальные люди. Талибан они призывают со всего мира инженеров, ученых, приезжать работать у них за высокую зарплату. Они понимают, что страну надо поднимать. Страна предельно богата полезными ресурсами. Они хотят поднять страну.

Соловьев: Китайцы попытаются забрать все?

Багдасаров: Китайцы уже начинают давать деньги талибам на ЖКХ, на какие-то нужды. Не просто так. Китайцы будут брать себе. Что они делают с месторождениями, мы видим в Пакистане, где они просто гребут под себя без учета интересов государства. Но страна будет вынуждена давать, как-то жить надо. Талибы - они не дураки, они будут искать альтернативу. Где они будут искать? Хотим взять крупнейшее месторождение нефти, или нам это не надо? Нам вообще ничего не надо. Вот о чем речь идет. Нам нельзя этого допустить. У нас две главные задачи. Первая – наркотики. Нам что, дальше по этому пути идти ради интересов Америки? Нам это не надо. И второе – не втянуться в конфликт. Конфликт будут провоцировать. Чем дольше будет Талибан занимать некие регионы в Афганистане, тем больше таких провокаций не исключено. Потому что будет хаос, действие многих террористических группировок Центрально-Азиатского происхождения. А талибы не могут здесь взять в одночасье все. Мы должны способствовать их выходу на границу и обеспечение технической помощи охране границы и ликвидации этих террористических группировок, как делают китайцы. 

Соловьев: Ты хорошо их знаешь и понимаешь, что это за идеология? Это серьезная тема для изучения. 

Багдасаров: Это традиционное верование и обычаи пуштунских племен. Это ислам. Своеобразный ислам, такое направление в исламе. Это ислам тесно переплетенный с национальными традициями Пахтунвалай. Это неписанная устная традиция, есть специальные люди, которые владеют этими знаниями, на основании которых строится вся жизнь племени, вне племени и так далее. Это конституция. В Афганистане можно какую угодно конституцию принять, но пуштуны жить будут по ней. Они живут так уже бог знает сколько лет. Эта идеология не имеет ничего общего с идеологией Исламского Государства*. Мне понравилось вчера заявление посла, он подтвердил то, о чем мы много раз говорили. Он заявил, что злейшим врагом Талибан является Исламское Государство, которое они хотят истребить. Им надо помочь. Боевые группы которого существуют на территории Афганистана. Исламское Государство - это другая идеология, это идеология исламизма, ставящая перед собой задачу распространения радикального ислама по всему миру. Своеобразный интернационал. Везде и всюду. В Европе, в Азии. Везде. А талибам это не надо, они хотят установления определённой власти и правления только на своей территории. Только на территории государства, которое они хотят назвать Исламский Эмират Афганистан. Это совсем разные вещи, не имеющие ничего общего. Не надо их снова толкать в объятия радикалов, что уже было сделано. Зачем нам эта проблема? Надо с ними налаживать отношения, Китаю и нам надо это делать. Американцы нас будут разводить, втягивать в эти игрища, оно нам надо? Я думаю - нет.

Соловьев: У нас талибы считаются террористической организацией, запрещенной. Они террористы? По какому критерию их туда внесли? Как отделить сейчас террористов от борцов за свободу? В мире определения «терроризм» нет.

Багдасаров: Помпео перед уходом Трампа с должности объявил вдруг, что Исламское движение Восточного Туркестана, которую Китай считает террористами номер один - они уже не террористы. Взяли в одночасье и определили. Хотя эта группировка поклялась в верности, дала присягу Исламскому Государству. Американцы так решили, им так выгодно. Почему Талибан попал в этот список – мы все прекрасно знаем. Из 19 террористов, которые осуществили теракт 11 сентября, 13 граждан Саудовской Аравии, и ни одного гражданина Афганистана. Но талибы - террористы. 

Соловьев: А помнишь, как искали Усаму бен Ладена по всему Афганистану, а убили в Пакистане? И ничего, все сошло с рук.

Багдасаров: А никто не хочет рассказать, как Муллу Омар отбивался от бен Ладена, который хотел, чтобы он на его дочке женился. Он был вынужден, они его в объятия бен Ладена толкнули. Он человек, который призвал к изгнанию из Афганистана всех афганских арабов, которых афганцы ненавидели. А потом были вынуждены их вернуть, на что-то жить надо было. Кто это сделал? Те же права человека американцы им вдалбливают. Снова идут по этому пути. Они же террористы? Пусть они права человека соблюдают. Какие права человека? Вчера посол рассказал. В каком ужасающем положении оказался Афганистан, это ужас какой-то. Дальше некуда. Оказывается, 2 триллиона долларов только США потратили, Великобритания потратила 8 миллиардов фунтов стерлингов. А сколько Италия, Германия, Франция? Сколько денег! Где эти деньги? 

Соловьев: Хороший вопрос.

Багдасаров: Только лишь их разворовало руководства Афганистана, или американцы тоже воровали? Конечно, тоже воровали. Какая коррупция? В таком гигантском масштабе коррупции в других странах и близко нет. А сколько мы тратили в год на войну в Афганистане? 2-3 миллиарда долларов в год. Это на все. Мы там построили, мы создали боеспособную армию. Если бы не предательство Ельцина и Горбачева, то мы бы там закрепились. Плоды были видно. А тут такие деньги. За такие деньги 10 Талибанов можно было купить, народ там прикормить и все было бы нормально. 

Соловьев: Существенная часть этих денег не выходило из столиц стран НАТО.

Багдасаров: Конечно. Они сами разворовывали. Народ находится в состоянии войны более 40 лет. Не с 1979 года, как некоторые у нас говорят, с 1973 года. А потом «Апрельская революция» 1978 года. Мы были вынуждены вмешаться в это. Но все, хватит. Дайте, пусть они живут, как хотят. Посол сказал, что они без оружия вошли в Кабул. И полиция сдала оружие. Посмотрите, как Барадара встречают. Это ничего не напоминает никому? Посмотрите, как Фиделя Кастро встречали в Гаване, так Барадара встречают в Кабуле. И люди далеко не талибского вида, в костюмах, бритые. Они устали от этого беспредела. А сейчас американцы будут использовать нас и китайцев, чтобы снова повторить этот второй круг, бросить их в руки террористов. Вы что делаете? А сейчас из Ирака уйдут американцы, возможно возникновение Исламского Государства снова в Ираке? Да. Они активно действуют в приграничном сирийско-иракском приграничье. Еще одна головная боль. В случае с Афганистаном, надо четко определить задачи, я сказал какие. У нас некоторых посмотришь экспертов, прости господи, где этих экспертов откопали? Говорят: «Если что, мы им ха-ха»! Слушай, ты представляешь, что такое война на Памире? И Россия – не великий Советский Союз. Зачем нам это надо? Украинские деятели пляшут и радуются: «Вот сейчас русских ввяжут в войну в Афганистане, и им будет не до Украины». Нельзя этого делать.

*Исламское государство (ИГ, ИГИЛ) - запрещенная в Российской Федерации организация, признанная террористической.

*Талибан (талибы) - запрещенная в Российской Федерации организация, признанная террористической.

Полный эфир: