Здравствуйте! С вами Александр Одинцов. Сегодня я хочу послушать вместе с вами одно из моих последних приобретений - пластинку под названием "Метаморфозы. Электронные интерпретации классических и современных музыкальных произведений" и рассказать об инструменте, без которого пластинка не появилась бы на свет.
Музыкальный шкаф
В 1972 году фирма грамзаписи "Мелодия" провела выставку достижений мировой музыкальной индустрии. Английская компания EMS представила на этой выставке свою главную новинку - синтезатор SYNTHI 100. Владельцем фирмы и одним из конструктором инструмента был внук русского эммигранта, выходец из дворянской семьи, Петр (Питер) Зиновьев.Причём фирму свою он организовал не с целью получения прибыли, а для того чтобы получить возможность экспериментировать со звуком.
Не буду утомлять вас техническими подробностями, скажу только, что на тот момент этот синтезатор по своим параметрам (да и по размерам - с приличный шкаф!) не имел аналогов в мире. И вот этот инструмент на выставке независимо друг от друга увидели два музыканта, увлекающихся электронной музыкой - Эдуард Артемьев и Юрий Богданов. Оба решили во что бы то ни стало заполучить этот музыкальный шкаф. Далее очевидцы несколько путаются в показаниях. То ли была делегация к Дмитрию Шостаковичу и его письмо к тогдашнему главе правительства СССР А. М. Косыгину, то ли было коллективное письмо к министру культуры СССР Екатерине Фурцевой и Тихону Хренникову как к председателю Союза композиторов СССР. Так или иначе, синтезатор был приобретён. А компания EMS стала писать в своих буклетах о том, что "даже Советская Россия купила наш синтезатор!"
SYNTHI 100 - "Почему ты спрашиваешь?"
(Дж. Буль)
Где его можно услышать?
Синтезатор был установлен в Московской экспериментальной студии электронной музыки, основанной Евгением Мурзиным - изобретателем фотоэлектронного синтезатора АНС - при музее-квартире Александра Николаевича Скрябина. С помощью этого инструмента было записано огромное количество музыки к кинофильмам, мультфильмам и телепередачам. Фильмы "Сибириада" и "Сталкер", "Несколько дней из жизни Обломова" и "Полёты во сне и наяву", мультфильмы "Баба Яга против", "На задней парте" и "Шкатулка с секретом". СИНТИ 100 можно услышать на пластинке Александра Градского "Русские песни" и в рок-опере Алексея Рыбникова "Юнона и Авось" (вариант, вышедший на двух пластинках фирмы "Мелодия"). На этом синтезаторе была записана "Олимпийская кантата" Эдуарда Артемьева, посвящённая Летним Олимпийским играм 1980 года в Москве. Также SYNTHI 100 записал несколько сольных пластинок на "Мелодии", одну из них мы с вами сегодня и слушаем. Ансамбль "Бумеранг", руководителем которого был Юрий Богданов, также активно использовал синтезатор в своих записях.Композитор и пианист Владимир Мартынов написал большое количество музыки специально для этого инструмента, вот одна из его пьес с пластинки "Метаморфозы".
SYNTHI 100 - "Утро в горах"
(В. Мартынов)
Только вдвоём
В записи пластинки принимали участие три музыканта-композитора: Эдуард Артемьев, Юрий Богданов и Владимир Мартынов. Но на конверте не указано, кто именно исполняет каждую из композиций, указаны только аранжировщики, и их всегда двое. Как оказалось, исполнять музыку на этом инструменте нужно вдвоём - один собственно играет на двух клавиатурах, а второй занимается настройками, изменяя звук.
Эдуард Артемьев вспоминал, что СИНТИ 100 не имел памяти на настройки, и каждый раз все 12 генераторов и сопутствующие им приборы приходилось настраивать вручную. Причём даже если настройки в точности были повторены, то звук получался немного другой. (Об этом же рассказывал и Жан-Мишель Жарр, который использовал синтезатор при записи альбомов Oxygene и Equinox.) Поэтому запись производилась непосредственно сразу после настройки.
SYNTHI 100 - "Сарказмы"
(С. Прокофьев)
Только студия
SYNTHI 100 остался исключительно студийным инструментом. Во-первых, его габариты и вес значительно затрудняли транспортировку инструмента. А во-вторых (и в-главных), синтезатор был очень чувствителен к температуре окружающей среды. До начала работы он должен был прогреваться в течение примерно полутора часов, и если во время исполнения до него добирался воздух более низкой температуры (из открытой двери, например), то настройки "расползались" в произвольных направлениях. А повторить звук в точности, как я уже писал выше, было практически невозможно.
Дороговизна аппарата и его "капризность" привели к тому, что с 1971 года (начало выпуска синтезатора) по 1978 год (выпуск последнего СИНТИ 100) было собрано не более 30 экземпляров инструмента. В конце 1970х годов фирма EMS объявила себя банкротом... Но в середине 1990х годов Робин Вуд, один из бывших работников компании, выкупает торговую марку EMS и с тех пор производит электронику из каталога фирмы, а также занимается реставрацией оригинальных экземпляров.
SYNTHI 100 - "Я молод и радостен"
Композицию можно послушать по этой ссылке.
(К. Монтеверди)
Финал
А финал, к сожалению, грустный. К началу 1980х годов Московская экспериментальная студия электронной музыки, которая формально являлась подразделением фирмы "Мелодия", стала, мягко говоря, раздражать головное предприятие, так как стала пристанищем не очень любимых властью музыкантов и композиторов, таких, например, как Альфред Шнитке и Софья Губайдуллина. В конце концов студия была закрыта, а синтезатор SYNTHI 100 был вывезен в неизвестном направлении и, по слухам, был продан в 1990х годах какому-то зарубежному коллекционеру... Увы...
Всем здоровья и до встречи на уроках нашей школы!