На Пленумах Центрального Комитета партии во всех подробностях обсуждался вопрос о воспитании нового человека.
Партия считала так: новый человек, труженик общества воспитывается в упорном труде. Необходимо было с малых лет приучать его жить, думать, вести себя по-коммунистически.
Много говорилось об общественно полезном труде учащихся, о соединении их обучения с трудовым воспитанием. Считалось, что только так получаются настоящие советские люди – с честью и совестью, мастера на все руки, добрые хозяева и достойные граждане.
Самой сердцевиной воспитательной работы всех общественных организаций должно было быть воспитание у каждого человека любви и уважения к общественно полезному труду.
Слова эти прямо относились к матерям и отцам. Ведь родители первые в ответе перед всем народом и государством, перед собственной честью, совестью и перед своими детьми за их воспитание.
Советские семьи многое делали для идейного воспитания детей.
Например, родители выписывали самые подходящие для этого периодические издания, начиная с «Пионерской правды» и кончая журналом «Коммунист». Сначала дети не испытывали желания читать газету. Но отец или мать личным примером заинтересовывали их наиболее увлекательными литературными материалами, которые там печатались. А потом, воспользовавшись этим, родители начинали обращать внимание детей и на другие статьи.
Постепенно дети настолько втягивались в чтение газет и журналов, что, когда они приходили, каждый старался захватить их первым.
В школе начали проводить политинформации, а родители подсказывали детям, какой лучше выбрать материал для сообщения в классе. И не только из «Пионерки», а из серьезных взрослых коммунистических газет.
В семьях имелись сочинения Ленина, разнообразная политическая литература.
Самые идейные родители широко пользовались ею для занятий с детьми и комсомольской работы. Например, один отец ко дню рождения В. И. Ленина порекомендовал младшему сыну познакомиться с воспоминаниями И. К. Крупской о Ленине. Мальчик охотно прочитал книгу, чтобы получить похвалу. А в ленинский день он по собственной инициативе вывесил на доме красный флаг, объяснив отцу: «Владимир Ильич Ленин – великий человек. И день его рождения – наш праздник».
Идейное воспитание детей родители сочетали с трудовым.
Например, в одной семье активно поддерживался интерес старшего сына к радиотехнике. Он самостоятельно сконструировал два карманных радиоприемника. Младший в этой же семье увлекался слесарным делом. Родители были уверены, что их дети вырастут всесторонне развитыми и идейно стойкими людьми.
Трудовое воспитание школьников было очень важным делом.
Дети должны были обязательно как можно лучше учиться, чтобы стать образованными и трудолюбивыми, – только такие коммунизм смогут строить и жить при коммунизме. Ребята из сельских школ немало трудодней в колхозе вырабатывали. И с удовольствием они работали в колхозе! Потому что видели: пользу приносят, в общем труде участвуют. И после школы с радостью шли в сельское хозяйство.