Найти в Дзене
Ясно Понятно

Привет из Афгана. Чем победа «Талибана» грозит России

Оглавление

Движение «Талибан» (террористическая организация, пока еще запрещенная в России) буквально за месяц захватило весь Афганистан, включая столицу Кабул. Экс-президент Ашраф Гани подал в отставку и бежал из страны, талибы объявили о создании исламского эмирата. На фоне стремительной эвакуации западных дипломатов российское посольство страну не покидало, а представители МИДа уже успели сделать террористам несколько комплиментов. Что афганские события значат для России? И что будет дальше?

Из террористов в партнеры за один день

Отношения России с талибами долгие годы носили двойственный характер. Москва вполне по советским канонам делила эту организацию на два крыла – умеренное и боевое. Умеренные талибы приезжали в Москву, вели переговоры с российским властями, ну а «неумеренных» Россия порицала за жесткий исламский фундаментализм и теракты. Хотя на самом деле, как легко представить, это были одни и те же люди.

После захвата талибами власти в Афганистане Россия заняла выжидательную позицию. Впрочем, комментарии некоторых представителей российского МИДа несколько неожиданно оказались преисполнены оптимизма

Способность талибов договариваться не вызывает сомнений у российской стороны, заявил спецпредставитель президента РФ, глава второго департамента Азии МИД Замир Кабулов. «Если сравнивать договороспособность коллег и партнеров, то талибы мне давно показались гораздо более договороспособными, чем марионеточное кабульское правительство», - сказал он эфире телеканала «Россия-24».

То есть всего за сутки легитимное и международно признанное правительство Афганистана для российского МИДа превратилось в марионеточное. А талибы из террористов стали договороспособными.

Посол России в Кабуле Дмитрий Жирнов вообще заявил, что Кабул при талибах похорошел, а жизнь налаживается. «Я сужу по первым суткам их контроля над Кабулом. Впечатления хорошие. Сейчас в Кабуле ситуация лучше, чем была при Ашрафе Гани. То есть при террористах талибах лучше, чем при Гани», – вот прямо так и сказал посол (цитата по ТАСС).

Скажем наркотикам «нет»

Откуда у русского МИДа такое желание делать комплименты свирепым бородатым фанатикам с автоматами? Нельзя исключать, что Москва уже держит в уме несколько направлений, по которым с талибами важно договориться.

Одно из ключевых – это наркобизнес. Афганистан является главным в мире центром по производству опиумного мака и опиата, то есть сырья для героина и гашиша. С 2001 года, после падения предыдущего режима талибов, незаконный оборот наркотических средств, которые производятся в Афганистане, возрос более чем в два раза.

Для России проблема афганского наркотрафика имеет очень большое значение, об этом не раз заявляли в Москве. И если в начале нулевых, после прихода к власти прозападного правительства, Россия рассчитывала, что оно будет активно бороться с наркобизнесом, то потому эти надежды растаяли. Более того, к 2019 году общая площадь афганских земель, засеянных опийным маком, достигла самого большого значения за всю историю наблюдений, и составила, по данным управлении ООН по контролю за наркотиками и преступностью, 263 тысяч гектаров.

Пчелы против меда

70% всего афганского мака выращивается на юге страны. Так, провинция Гильменд стала ведущей по урожайности опийного мака во всем Афганистане. Примечательно, что именно здесь располагалась военная база Шорабак - один из крупнейших военных объектов американцев в стране. Приносящий гигантские сверхприбыли наркобизнес в Афганистане вполне мог управляться западной коалицией, отмечали некоторые аналитики. И это не могло устраивать Россию, которая расценивает наркотрафик из Афганистана как угрозу собственной безопасности.

Талибы уже пообещали российской стороне, что будут строить цивилизованный Афганистан, свободный от терроризма и наркотиков. Звучит несколько диковато, однако России важно как минимум это услышать и показать, что такие заявления являются правильными.

Если верить неподтвержденным сообщениям, выращивание наркотиков и их продажа во вновь созданном исламском эмирате будет караться смертной казнью. Конечно, все это похоже на борьбу пчел с медом. Но в политическом смысле такие заявления помогут талибам начать выстраивать отношения с международным сообществом. А если все это будет подтверждаться делами, то талибы смогут набрать немало вистов, в том числе, и в России.

Фундаментализм на экспорт

Талибы не раз заявляли, что у них нет намерений расширять свою экспансию на север, на территории бывших республик СССР. Но, несмотря на то, что Россия, видимо, склонна талибам больше верить, чем не верить, Восток - дело очень тонкое. И сегодня ты клятвенно обещаешь Москве не атаковать ее союзников в Средней Азии, а завтра уже штурмуешь Душанбе или Ташкент. Ну, и не стоит забывать, что Афганистан может вновь превратиться в центр исламского терроризма, который начнет активно проникать и в Россию.

Но более опасной для России выглядит не военное вторжение талибов в Среднюю Азию или даже не новые террористические угрозы, а активный экспорт исламского фундаментализма. Афганские события показали, что признанная на уровне ООН террористической исламская группировка фактически без боя за месяц может захватить крупную страну и заставить бежать из нее неверных и их прислужников. И сколько бы президент США Джо Байден не заявлял, что все так и было задумано, сколько бы конспирологи не утверждали, что талибы – проект США, важно, что мусульманам во всем мире получили наглядный урок: так можно, и это работает.

Джихад под крышей дома твоего

И этот урок могут на отлично выучить сотни тысяч молодых и бедных пассионариев в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. Но затем в поисках лучшей жизни они отправятся не на юг, помогать строить исламский эмират. А на север, в Россию, которая готова, раскрыв объятия, принимать трудолюбивых мигрантов.

Воодушевленные идеями побеждающего исламского фундаментализма, они будут менять бордюры в Москве или строить многоэтажки в Подмосковье. Не забывая при этом, что джихад разрешено вести прямо за порогом своего временного жилища, а эмират возможно построить не только на далеком юге. И это главная угроза, которая может оказаться для России очень опасной в среднесрочной перспективе.

Вполне вероятно, что многое из этого понимают и в Кремле. И сейчас готовятся к тому, чтобы избежать конфронтации с талибами, стараясь налаживать с ними «конструктивный диалог». Ну и заодно мы сможем узнать, на самом ли деле хозяева нового эмират такие договороспосбные, как их уже расписали в российском МИДе. Но почему-то кажется, что афганская история для России только начинается.

Спасибо, что дочитали до конца

Ставьте 👍 - это важно для нас

Не забудьте подписаться на канал