Бюджетный план на 3,5 триллиона долларов может сделать инфляцию вечной проблемой для США.
Резолюция о бюджете на 3,5 триллиона долларов была принята Сенатом примерно в 4 часа утра в среду, зажатую между принятием Сенатом двухпартийного пакета инфраструктуры на 1 триллион долларов за день до этого и более прохладным июльским индексом потребительских цен.
Бюджетный план имеет более серьёзные экономические последствия, чем любой другой, и может превратить временную инфляцию в постоянную.
Новый законопроект о расходах на инфраструктуру, несмотря на драматизм его принятия, не сильно повлияет на экономику. Бюджетная модель Пенна Уортона прогнозирует, что пакет, который будет представлять собой одну из крупнейших федеральных инвестиций в дороги, рельсы и мосты за десятилетия, не окажет значительного влияния на валовой внутренний продукт в течение следующего десятилетия или в долгосрочной перспективе, как полагают экономисты.
Это не значит, что стране это не нужно, и не значит, что определённые акции не выиграют. Акции Caterpillar (тикер: CAT) и First Solar (FSLR) выросли на 6% и 4% соответственно на прошлой неделе, так как промышленные предприятия и компании, работающие с экологически чистой энергией, похоже, готовы к получению прибыли. Просто общее влияние на акции будет ограниченным.
Однако законопроект об инфраструктуре подготовил почву для второго более существенного пакета расходов.
Демократы разделили приоритеты администрации Байдена в расходах, и вторая партия, включая финансирование дошкольных учреждений, бесплатных общественных колледжей и инвестиций в государственное жильё, поступит в форме законопроекта о согласовании, который, по словам стратегов, вероятно, будет принят в конце этого года. В шатком мире законодательства согласование – это способ ускорить рассмотрение счетов, связанных с расходами и налогами. Он начинается с решения о бюджете, и для его принятия в Сенат требуется лишь простое большинство.
Споры по поводу достоинств инициатив по расходам – это один из вопросов. Другое дело – изучение потенциальных экономических последствий этих расходов. «Чтобы увидеть такие огромные бюджетные расходы во время экономического бума, нужно вернуться в 1960-е», – говорит Барри Кнапп, директор по исследованиям Ironsides Macroeconomics. В то время Федеральная резервная система отошла от своего инфляционного мандата, чтобы сделать упор на полную занятость, а фискальная и денежно-кредитная политика одновременно обеспечивала рост экономики.
«Сейчас у нас есть такая схема, которая очень похожа на 1960-е годы, которые привели к Великой инфляции 1970-х», – говорит Кнапп. По его словам, повторение последнего десятилетия не гарантировано, но это аналог, который нельзя сбрасывать со счетов. Кнапп, со своей стороны, говорит, что принятие плана президента Джо Байдена по корпоративному налогообложению, предназначенного для оплаты новых расходов, приведёт к коррекции фондового рынка на 10%.
Хорошие новости, в зависимости от того, как вы на это смотрите: счёт сверки и налоги, предлагаемые для его оплаты, вероятно, будут сокращены. Центристские демократы в сенате Кирстен Синема из Аризоны и Джо Манчин из Западной Вирджинии заявили, что не поддержат пакет в 3,5 триллиона долларов.
Энди Лаперриер, глава отдела исследований политики США в Cornerstone Macro, считает, что сумма, близкая к 1,5 триллиона долларов, в основном оплачивается увеличением налогов, включая 25% корпоративную ставку против предлагаемых 28% и 28% налог на прирост капитала для миллионеров, по сравнению с предложенными 39,6%.
Это оптимистичный взгляд. Джо ЛаВоргна, главный экономист Natixis по Северной и Южной Америке, попадает в лагерь временной инфляции, но говорит, что более существенные бюджетные расходы являются единственным риском для его прогноза. Он указывает на так называемый разрыв выпуска – разницу между фактическим и потенциальным ВВП и показатель, который экономисты используют для прогнозирования динамики инфляции и политики ФРС. Идея в том, что, когда экономика работает выше своего потенциала, ценам некуда идти, кроме как вверх.
Бюджетное управление Конгресса оценивает разрыв объёма производства в минус 0,5% в этом году, прежде чем он увеличится до 2,4% в 2022 году. Это будет отражать самый высокий разрыв с 1973 года, когда инфляция значительно превышала 4%. Это до того, как принять во внимание бюджетное предложение Байдена.
«Мы уже наблюдаем это, – говорит ЛаВоргна, кивая на повсеместную нехватку рабочей силы и материалов, поскольку компании изо всех сил пытаются удовлетворить потребительский спрос. – Все эти расходы могут сделать временную проблему постоянной». Он оценивает вероятность того, что бюджет Байдена будет исчерпан, как в настоящее время структурированный, немного лучше, чем подбрасывание монеты.
Сложите всё вместе, и некоторые инвесторы начинают нервничать. «Политики имеют право на участие в своей повестке дня», – говорит Майкл Шауль, генеральный директор Marketfield Asset Management. – Но с экономической точки зрения это рискует усугубить уже явное инфляционное давление».
Шауль ожидает, что инфляция достигнет минимального уровня значительно выше 3%, что выше целевого показателя ФРС в 2%. Это при условии, что инфляция остаётся высокой, особенно по мере того, как в экономику поступает больше бюджетных расходов.
Важное значение имеет вопрос –повлияет ли- и когда – инфляция на сокращение и сокращение сроков ФРС. Увеличение расходов означает увеличение долга, который центральному банку, возможно, придётся выкупить. А это ещё больше усложняет денежно-кредитную политику для руководителей центральных банков, стремящихся избежать потрясений на рынках.