В своё время Япония арестовала и даже похитила тысячи китайцев, русских и корейцев. На всех этих людях Отряд 731 отрабатывал свои эксперименты по созданию и применению биологического и химического оружия. После Второй мировой войны эти военные преступники нашли приют в США и продолжили, уже в Форт-Детрик, свои испытания.
Жара и следующая за ней по пятам засуха несомненно принесли определённые проблемы в сельскохозяйственной сфере. Но при этом, стоит отметить, погода принесла в жизни людей и положительные изменения - снизилась заболеваемость клещевым энцефалитом.
Раньше эта проблема была характерна скорее территориям за Уральским хребтом. Однако в наши дни вс чаще встречается и на Европейской части России. Но важно понимать, что при этом ни для Сибири, ни для российского Дальнего Востока это заболевание не было эндемичным (природным). Если бы это было так, то в годы освоения этих земель человечество неминуемо столкнулось бы с масштабными эпидемиями. Но информации об этом нет абсолютно никакой. Публичные сообщения о клещевом энцефалите стали появляться только в советское время накануне Великой Отечественной Войны.
Эпидемиологи были поставлены в тупик попытками классифицировать новую болезнь. Наркомздрав (Минздрав того времени) предложил направить в зону заболевания экспедицию из по крайней мере десяти профессоров-медиков. Руководитель экспедиции - учёный-микробиолог Лев Зильбер - прекрасно понимал, что существует одна серьёзная проблема - профессора не очень-то верили в появление новой болезни и подошли бы к её изучению слишком академично. Ситуацию спасло обращение к военным медикам. Для Зильбера выбили разрешение сформировать состав экспедиции самостоятельно.
По началу поиск источника заражения на месте результата не приносил. Ясность внесла беседа с одной из пострадавших местных жительниц, которая рассказала что за несколько дней до появления симптомов её покусали клещи. Удалось классифицировать болезнь и выявить переносчика. Сперва разработали меры профилактики, а следом за ними уже и вакцину.
Чтобы понять откуда эта напасть появилась, достаточно вспомнить несколько исторических фактов.
Стремясь к своим милитаристическим целям, Япония уже к 1927 году стала задумываться о создании химического и бактериологического оружия. Изучался опыт применения химического оружия в Первой мировой войне. Конкретные очертания эти исследования стали приобретать в 1932 году, когда японское руководство создало секретное подразделения японской императорской армии, специализацией которого как раз являлись такого рода разработки. Оно носило разные названия, пока не стало Отрядом 731.
На арестованных и похищенных русских, китайцах и корейцах сотрудники подразделения отрабатывали способы и возможности заражения многими смертоносными болезнями. Среди них были и сибирская язва, и холера, и чума, и многие другие. Был в этом списке и японский энцефалит - брат энцефалита клещевого.
Сперва это заболевание появилось в Приморье в 1938-1939 годах. Его переносчиками были комары, которых доставлял всё тот же Отряд 731. Их завозили в колбах, сбрасывали в фарфоровых сосудах с самолётов.
Мотивы японцев с политической точки зрения понятны. Но с позиции гуманности и морали эти действия совершенно необъяснимы.
Стоит напомнить и то, что из тысяч жертв экспериментов Отряда 731 не выжил ни один человек.
Искусственно же завозили подобные заболевания не только на территорию России. Жертвой в своё время была и Европа. Там бушевал, например, Калифорнийский энцефалит, который, очевидно, не без помощи человека прибыл на другой континент из Америки.
В августе 1945 года Советская армия пресекла деятельность Отряда 731, разгромив Квантунскую армию. Некоторые из бесчеловечных исследователей сумели сбежать в американскую зону оккупации. Оттуда их и перенаправили в Форт-Детрик.
И сегодня вопрос уже даже не к морали этих людей. Не к тому, зачем ведутся подобные бесчеловечные опыты. Вопрос в том, как от них защититься.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"