Найти тему
Фонотека в кармане

Richard Wright. Wet Dream, 1978

Обложка альбома Wet Dream (1978)
Обложка альбома Wet Dream (1978)

За блеском звучных имён, за массовым успехом и многомиллионными продажами легендарных альбомов часто скрываются те таинственные жемчужины, чей блеск незаметен среди ярких огней. Но если внимательно приглядеться, эти скрытые сокровища можно отыскать и убедиться, что они абсолютно не уступают признанным большинством ценностям.

Сегодня мы поговорим об одной из этих жемчужин, созданной человеком, чья фигура всегда находилась за спинами своих не менее талантливых коллег. Но без этой фигуры не было бы той музыки, которую многие из нас так любят. Поговорим о Ричарде Уильяме Райте.

Ричард Райт
Ричард Райт

Ричард Райт известен поклонникам рок-музыки (особенно любителям прогрессивного рока), но больше в роли музыканта группы Pink Floyd, что не всегда играло в его пользу. Да, Рик был клавишником Pink Floyd, но помимо этого он был самостоятельным артистом, хоть и не с обширной дискографией.

Когда речь заходит о Pink Floyd на ум приходят три фамилии: Уотерс, Гилмор, Баррет. И если замалчивание фамилии Мейсона ни у кого не вызывает чувства несправедливости, включая самого Мейсона, то те, кто открыл для себя Райта всегда будут думать: А как же Рик? Неужели в составе группы он всего лишь был одним из?

Pink Floyd в 1967 году, на первом плане Ричард Райт.
Pink Floyd в 1967 году, на первом плане Ричард Райт.

На самом деле, в первые годы карьеры Floyd Рик был чуть ли не вторым после Сида и вместо изгнанного Баррета мог бы стать лидером коллектива. Но натура Райта, в отличие от деловитого Уотерса и креативного Гилмора, не позволила ему взять бразды правления в свои руки: он всегда оставался своего рода катализатором между упомянутым выше дуэтом лидеров, как в творческих, так и в личных отношениях. Подумайте, как бы звучали такие пластинки, как Dark Side of the Moon или Wish your were here, не будь там Райта?

В 1978 году после мрачной работы Animals и последовавшему за ней переломному турне, гитарист Дэвид Гилмор и клавишник Рик Райт временно ушли в сольное плавание, выпустив в 1978 году первые релизы под своими именами.

22 сентября 1978 года на прилавках магазинов появился альбом Wet Dream, украшенный очередной впечатляющей работой дизайнерской студии Hipgnosis. Чего же мы ждём от клавишника прогрессив-рок группы в его сольном альбоме? Наверняка, каких-то сложных инструментальных пассажей, джемов, реверансов в сторону классики, но ничего из вышеперечисленного Райт слушателю не даёт.

Если попытаться нацепить на альбом какую-то жанровую метку, то это будет коктейль из софт-рока и мелодичного джаза. При этом композиторское мастерство Рика не позволяет поставить данную работу на одну полку с джазом (слишком просто) или с музыкой для холлов дорогих отелей (слишком сложно).

Ричард Райт на сцене.
Ричард Райт на сцене.

Мне Wet Dream кажется «домашним альбомом», даже хорошо, что Рик не давал концертов в его поддержку, ведь подобные записи лучше слушать либо одному, либо с близким человеком. Создаётся подходящая атмосфера: музыка мягко обволакивает, но при этом в ней пульсирует некий нерв, не тот бьющийся в агонии сгусток творческих идей Уотерса (не в пику Роджеру сказано), а энергетический поток, не позволяющий тебе воспринимать музыку лишь как часть общего шумового фона. Сольный альбом Рика был даже больше Флойдом (если брать Флойд 70-х), чем то, что намеревался создать Уотерс (тогда Стена уже начинала строиться).

После знакомства с творчеством Рика у меня сложилось впечатление, что он всегда мог сделать несколько больше, что в его музыке что-то не досказано. Может быть, в предсмертном альбоме, работа над которым прервалась, мы могли бы услышать все утаенное, но, увы, рок оказался сильнее.

С коммерческой точки зрения альбом провалился. К сожалению, даже время не позволило этой записи раскрыться: в начале 90-х альбом был переиздан на CD и всё равно остался без внимания широкой публики, и я не исключаю, что сейчас о нём знают только фанаты Pink Floyd. Может, время еще не пришло?

Wet Dream глубоко пропитан теми условиями, в которых он создавался. А создавался он на острове Родос, куда Рик переехал жить вместе с женой. Средиземное море, тёплый воздух, прогулки на яхте - казалось бы, умиротворяющая атмосфера. Но я уже говорил вам о том незаметном нерве в музыкальной палитре Райта - его возникновению способствовали возникшие тогда семейные неурядицы с женой Джульетт.

Виды острова Родос
Виды острова Родос

Будучи талантливым музыкантом, Рик никогда не воспринимал себя как автора текстов, хотя Ник Мейсон был несколько иного мнения относительно возможностей Рика как текстовика, поэтому на первом релизе слов - не так уж и много. Бал правит музыка, и, как бы парадоксально это не звучало, роль Рика именно как исполнителя этой музыки, далеко не ведущая. Даже на своей сольной работе Рик не выдвигал себя на передний план. Очень большой вклад внёс саксофонист Мел Коллинз, приглашённый только для записи трека Waves.

Мел Коллинз
Мел Коллинз

Коллинз был так увлечён сотрудничеством с нашим героем, что помог ему записать весь альбом. Рик и сам умел играть на саксофоне, но не настолько хорошо, и он всегда симпатизировал джазменам, играющим на духовых, а не клавишных инструментах. В частности, вступление к знаменитой The Great Gig In The Sky было написано Риком под впечатлением от альбома Майлза Девиса Kind of Blue (1959).

Второй фигурой в команде Райта наравне с Коллинзом был гитарист Сноуи Уайт сыгравший воздушные гитарные пассажи в Mad Yannis Dance, Drop In From The Top и Against The Odds.

Сноуи Уайт
Сноуи Уайт

Ритм-секцию взяли на себя Лэрри Стил (бас-гитара) и Рег Исадор (ударные), решившие слегка побаловаться в последнем фанковом треке пластинки. Не бойтесь, клавиши никуда не делись: Рик уверено выстраивает инструментальный мотив, позволяя остальным музыкантам развернуться, но и сам не упускает возможности блеснуть мелодичным «чёрно-белым» проигрышем.

Из трёх альбомов Райта Wet Dream является моим любимым. В 80-е годы Рик не особо радужно отзывался об этом альбоме, но в 1996 после выхода третьей сольной работы Broken China говорил:

Альбом Wet Dream был довольно дилетантским. Он был не очень хорош, да и лирика не была сильна, но иногда я думаю, что кое-что необычное в этом есть. Сейчас он мне по-настоящему нравится.

Не исключено, что мы ещё услышим черновые записи с нереализованного альбома Райта, но даже без них он останется в сердцах любителей музыки замечательным музыкантом и просто приятным и скромным человеком.

Рик Райт
Рик Райт

Закончить хотелось бы ещё одной цитатой из интервью Ричарда Райта:

Бывало, что я сидел на репетиции или на саундчеке и что-то играл, слегка импровизировал, а Дэвид подойдет и скажет: Что это было? Это здорово!, а я говорю: Понятия не имею, я не смогу повторить. Для меня играть музыку - похоже на медитацию. Я что-то играю и не знаю ни откуда это появилось, ни почему мои руки сделали то, что сделали - я только позволяю этому выйти наружу. И такие мгновения действительно драгоценны.

Подписывайтесь на канал, будет интересно.