Найти тему
СМИБС

А мы сами с собой на «ты», или «я + оно»?

из лекции Валерия Бондаренко «КАК ДУМАТЬ О СЕБЕ? Часть 4»

Мы всё время сталкиваемся с существованием двух умов или двух состояний.

Мудрость накопить нельзя. И думать о себе, что можешь накопить ум, мудрость, красоту, изящество – путь порочный. Так что тогда вообще не будет мудрости, красоты, любви? Будет, просто она не таким путём приходит. Ты всегда будешь оказываться в прежней точке. Устойчивы только мнения.

Человек признал, что есть бог. Пифагор говорил, что мудрыми могут быть боги, а мы можем быть философами, любить мудрость. Мудрость – это процесс, в котором бесконечно всё сливается, этот процесс больше напоминает любовь.

Оппенгеймеру, Сахарову Эйнштейну и другим не хватило любви к мудрости. Вот, что не видели они, и не видим все мы.

Когда человек всё бытие складывает к ногам бога, то закупорка заканчивается, и бог возвращает всё бытие целиком. В этом смысл диалога между богом и человеком, который был вынесен на стены святилища.

Сократ говорит, что он ничего не знает, и не является специалистом ни в чём, кроме кое-каких эротических штучек. Эти «эротические штучки» сделали греков тем, кем они стали.

Поумнеть, чтобы соединить два этих ума: первый – аморальный (когда мы что-то творим), а второй – «кое-какие эротические вещицы. Греки говорят, что важно дружеское расположение к предмету. Между человеком и, например, мудростью должно быть ощущение взаимного узнавания.

Мы наблюдаем с каким-то дружеским расположением не к самому действию на сцене, а к тому, что за ним, что за этим действием. Сократ и Платон настаивают, что без любви мыслить невозможно.

Прежде чем знать, что-то, или говорить о чём-то, мы каким-то непостижимым образом должны знать одно и в силу этого, знаем всё остальное. Одно, целое. И только из этого знания мы должны думать о любой частности.

Вот чем несчастья отличаются от страданий. Страдание вещь осмысленная, а несчастье, когда ты вытекаешь из целого. С человеком XXI века произошло несчастье, он перестал быть целым. Нам в XXI веке необходимо переосмыслить образ человека.

Мартин Бубер (известный иерусалимский философ, один из крупнейших мыслителей XX в.) показал, что есть два типа отношений. Первый - «я и ты», когда всё в мире становится тобой. Между «я и ты» устанавливаются настолько тонкие интимные отношения, но не сексуальные. Второй – «я и оно», когда вокруг меня объекты, я их разделяю на части. Сюда мы постоянно попадаем, здесь большей частью и живём.

А мы сами с собой на «ты», или «я+оно»?

Так же подробную информацию можно найти на сайте СМИБС *

Подписывайтесь на канал! Будет интересно