Так получается, что 2020-е будут крайне депрессивными почти во всех областях жизни народов не только России, но ближайших стран. Особняком в этом параде кризисов находится сообщество так называемых православных церквей, львиная доля прихожан, которых приходится на славянские страны. В данной теме я рассмотрю как внутренние проблемы РПЦ в рамках России, так и на просторах бывшего СССР, и ситуацию в мире в целом.
1. Ситуация внутри России:
Время постперестроечного церковного ренессанса прошло, все больше и больше людей смотрят на церковь ни как на духовный институт, а как на министерство идеологии и финансов. Как результат церковь теряет паству. При этом высоконравственные речи иерархов звучат для масс больше раздражительно, чем успокоительно и благоговейно. Ведь известно, что любой пример и поступок действует эффективнее любой проповеди. Да и народ они откровенно говоря предпочитают сторониться. И наши иерархи, как назло, почти все как один, как минимум, любят комфорт, если не сказать роскошь. Если учитывать, ситуацию в которой находится общество и страна то эта роскошь просто запредельно преступная и губительна для всей церкви. Эта губительность выражается главным образом, что наша молодежь в своей массе смотрит на нашу церковь в лучшем случае, как на инородный элемент. Бессилен оказался предмет основ православной культуры, я бы сказал его введение только усугубило ситуацию так как школьники воспринимают его как попытку сверху навязать им чужое мнение и мировоззрение. И это в стране в которой в следующие 30 лет доля мусульман вырастет с 15 до 30%.
Икона: "Христос совершает таинство евхаристии"
2. РПЦ и постсоветское пространство.
Внутри каждой страны происходят те же самые процессы, что и в России. Но выделятся конечно Украина, в которой ситуация просто накалена до предела. Против украинской православной церкви выступают все остальные крупные конфессиональные "игроки", это и новосозданая из различных неканонических структур православная церковь в Украине и греко-католическая церковь и католическая и даже протестантские течения. Крайне негативно к ней относятся и действующая власть Украины, которой позарез нужна карманная национальная церковь.
Аналогичные настроения прорастают в почве Беларуси, но к счастью, они находятся в зародышевом состоянии, какие в Украине существовали лет 200 назад.
3. Как известно православная церковь времен Византийской империи развила учение "О хитоне", которая утверждает, что православная церковь должна всегда опираться сильную светскую власть и даже империю. Но когда Византия в 1453 году пала под ударами Османов, единственной "годной" страной для такой роли оказалась Россия, остальные на тот момент были или слишком мелкими или находились под гнетом других инославных империй. Греки с тех пор крайне болезненно относятся к любым интерпретациям данной теории и попыток привязать их к современной России. Об одном упоминании в историческом контексте теории "Москва - третий Рим" у греков глаза наливаются кровью. Вот поэтому константинопольский патриарх Варфоломей готов пойти на союз с самим Сатаной только бы пошатнуть позиции РПЦ и оторвать от нее кусок по-жирнее.
Но важна даже не воинственность Варфоломея, а вялая реакция других поместных церквей. К примеру такая близкая к РПЦ Болгарская церковь вообще устранилась и заняла положение невмешательства. И получается, что действительно активных сторонников РПЦ всего несколько штук, главным образом речь идет о церкви Сербии, которую саму после расчленения Югославии, пытаются разодрать на куски (к примеру на Македонию претендует та же Болгария). А Румынская церковь пытается выторговать несколько сотен румыноязычных приходов Украины в обмен на признание ПЦУ. У Варфоломея с союзниками ситуация еще хуже, с ним дружат только из-за выгоды или до смерти запуганные заокеанскими партнерами вселенского святейшества Афины и Александрия. Объединяет эти церкви одно- всеобщее наплевательство на каноны церкви и всеобщий поиск во всем своей выгоды.
Можно сделать вывод, что на-лицо преобладание такое отношение, что своя рубашка ближе к телу и любая церковь при любом удобном случае всегда готова откусить епархию другую от пограничной церкви. В этой ситуации вырисовывается чудовищная ситуация того, что православная церковь с ее 2х тысячелетней традицией соборности просто умирает как некая конфессиональная надстройка. Мелочные упреки, алчность и амбиции, внешние сношения и противостояние словно кислота разъедает тело Христово. Сами иерархи и священники перестали видеть ту высокую и духовную миссию, которая на них возложена и занимаются вполне себе приземленными и мирскими делами, типа улучшения финансовых дел собственных епархий, поместных церквей и даже угождению местным властям и тд. Мельчают людишки! Возникает логичный вопрос-насколько можно назвать такую "церковь" церковью? Какая в ней может быть потребность у верующего населения?