Елена Овсянникова, журналистка и ментор программы Visa и СберБизнес для предпринимательниц «Бизнес-первенство», открыла шоколадную фабрику, когда была в декрете. За пять лет проект по домашнему производству конфет вырос в настоящую шоколадную лабораторию Е-О chocolate и продолжает расти. Предпринимательница поделилась советами, что делать, чтобы бизнес развивался.
Использовать имеющийся ресурс
Первые заказы на производство шоколада Елена нашла на Facebook: у неё была большая база контактов.
«Я журналист, у меня большой круг знакомых и только “живая” аудитория в соцсетях. Всем стало интересно: что же такое там Лена приготовила? В том числе среди знакомых нашлись и корпоративные заказчики», — рассказывает Овсянникова.
Марафон «Бизнес-первенство» — это программа Visa и СберБизнес для предпринимательниц, часть международной программы Visa She’s Next. Хотите преуспеть в своём деле? Десять женщин-менторов — профи в бизнесе и спорте — помогут вам. Зарегистрируйтесь бесплатно и получите доступ к уникальному контенту.
Воспринимать масштабирование как постоянный процесс
«Процесс масштабирования — бесконечный. Если у тебя хороший продукт, ты развиваешься и твоя клиентская база постоянно увеличивается», — уверена Елена.
Изначально проект был нацелен на корпоративных клиентов, а основным продуктом были сладкие подарки. Но сейчас у фабрики два направления бизнеса: корпоративные клиенты потянули за собой необходимость развития собственной розницы. «Людям дарили наши конфеты, они находили визитку и начинали звонить: “О, слушайте, конфеты такие вкусные, а где можно их купить?”», — рассказывает Елена.
Тогда предпринимательница систематизировала розничные продажи и открыла онлайн-магазин как отдельное направление бизнеса. Когда в разгар пандемии просел корпоративный сегмент, выручила именно розница: «Тогда люди начали активнее заказывать через интернет… И много есть».
Как создать успешную команду в «мужском» бизнесе: советы адвоката Екатерины Духиной
Инвестировать в оборудование
Масштабирование бизнеса всегда сопровождается рисками. Когда предприятие растёт, часть задач вы делегируете, а это дополнительные риски и лишние затраты, поэтому нужно постепенно заменять сотрудников машинами.
«Любые инвестиции в машины — самые классные и правильные. И первое, что я всегда делаю, когда мы зарабатываем деньги, — иду и покупаю какой-то очередной ништяк, который принесёт много полезного», — говорит Елена.
Если раньше на фабрике работники доводили шоколад до нужной консистенции на мраморной доске вручную, то теперь Елена приобрела специальную темперирующую машину. Ещё один автоматизированный процесс на фабрике — глазировка: «Есть конфеты, которые обливаются шоколадом. Я даже не начинала этим заниматься, пока не купила линию. Теперь мы обливаем автоматически. Это аккуратно, быстро и даёт хорошую производительность».
Но Елена не советует автоматизировать всё до конца, чтобы не стать масс-маркетом и не потерять уникальность продукта ручного производства.
Обучать персонал и мотивировать
Успех розницы во многом зависит от навыков общения у персонала — многие продавцы ими не обладают.
«Учить людей общаться с клиентами по телефону для меня совершенно новый навык. Когда нанимаешь человека, тебе даже в голову не приходит, что ему нужно давать инструкцию, как отвечать по телефону. Он отвечает просто: “Алло”, и приходится учить представляться, объяснять людям, куда они попали», — говорит Елена.
Теперь предпринимательница планирует создать много внутренних документов с инструкциями для сотрудников. Бизнес будет расти, и нужно погружать людей в процессы.
«Докручивать» продукт
«Сотрудникам бывает тяжело со мной, потому что я перфекционист», — признаётся Елена. Придумывая новый продукт, конфету или упаковку, она ориентируется на внутреннее чутьё и требует переделывать по несколько раз, пока команда не добьётся идеального результата.
Сегмент эксклюзивного премиального шоколада ручной работы Елена считает почти ювелирным делом: «Каждая конфетка должна побывать в ручках. И ты придираешься к такому количеству нюансов так, что эти требования не всем подходят. Нужно быть дотошным, занудным, чистоплотным. А если работа делается тяп-ляп, то это просто не наша история».
Как построить кондитерскую империю: четыре совета от Елены Овсянниковой
Придумывайте свои рецепты и пробуйте новое
Делать ставку стоит на собственные оригинальные разработки, учитывающие малейшие нюансы, даже форму десерта. Для каждой конфеты есть масса нюансов: надо понять, стоит ли добавлять вкусы, экстракты, алкоголь. Все детали можно доработать только в процессе многочисленных экспериментов.
«Мы постоянно тестируем новые ингредиенты, раз в неделю стараемся придумать что-то интересное. Не всё из этого идёт в продажу, зато из этого рождаются необычные вкусы», — делится Овсянникова. Даже неудачные пробы — это вложение в будущий успех.
Делайте руками — возможно, не сразу, но это окупится
При изготовлении продукта Овсянникова и её сотрудники многое делают вручную. Например, сначала она сама покупает лучший пекан, потом сотрудники перебирают его, чтобы избавиться от поломанных орешков, а затем дважды вымачивают в сиропе в течение суток.
«После этого мы покрываем его несколькими слоями шоколадов, получается полноценная конфета. Правда, стоить это должно раз в пять дороже, чем принято, — ещё и потому, что мы используем премиальный шоколад. Но я думаю, в процессе развития рынка народ привыкнет платить за это достойную цену», — уверена Елена.
Много общайтесь и угощайте
Сарафанное радио — основной канал привлечения клиентов для Елены. Его важно поддерживать. С клиентами надо общаться лично, давать им пробовать продукцию, а также радовать подарками.
«Мы обязательно кладём каждому клиенту подарок: то новый вкус конфеты, то мармелад, так постепенно и прикармливаем людей», — говорит Елена.
Автоматизируйте производство, но частично
На первом этапе главная задача начинающего предпринимателя — быстро накопить на первые машины, иначе нарастить объёмы не получится. Но есть нюанс: полная автоматизация производства может привести к падению качества.
«Ручную отливку корпуса конфеты машина никогда не заменит — вкус портится. Здесь нужно делать выбор: или гонишься за объёмами, или думаешь о качестве и вкусе. Поэтому я решила не автоматизировать производство полностью», — говорит предпринимательница.