Тушение пожаров с применением авиации всегда представляет большую опасность для экипажей, и трагедия с самолетом-амфибией Бе-200 в Турции стала не первым таким случаем в истории. Об этом "360" рассказал заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов.
Что такое Бе-200?
Гидросамолет Бе-200 проектировали и создавали на таганрогском заводе ТАНТК имени Бериева. Судно может взлетать и садиться не только на обычные ВВП, но и на воду.
"Уникальность этого самолета заключается в том, что это все-таки реактивный самолет. Это большой шаг вперед в развитии гидроавиации. Надо сказать, что у нас опыт был", — отметил летчик.
Фюзеляж в виде лодки — одна из особенностей конструкции Бе-200. Двигатели у самолета "оморяченные" — обработаны защитным слоем, чтобы работать даже в агрессивной среде. Есть защита от мелких брызг и воздушной смеси, пропитанной морской водой.
"Конструкторы так подготовили эту машину, что она работает уже многие годы, их выпускают серийно. К сожалению, большой массовости не получилось, но она есть и в МЧС, и в Минобороны РФ, и в нескольких странах мира, где эксплуатируют эту машину", — сообщил Попов.
Еще одна "изюминка" Бе-200 — способность набирать воду фактически без приземления и остановки.
"Касаясь воды, выполняет посадку, открывает специальные шлюзы — у него есть такие рамы в нижней части фюзеляжа, — и через буквально 15–30 секунд он уже полный. Берет несколько тонн воды и потом выходит на очаг пожара", — объяснил пилот.
Крушение в Турции
14 августа Бе-200 разбился после тушения очагов пожаров в районе турецкого населенного пункта Адана. На борту находились пять российских военнослужащих и три представителя Турции. Никто из них не выжил.
Среди погибших оказался полковник Евгений Кузнецов — ученик легендарного летчика Тимура Апакидзе, сыгравший одну из главных ролей в фильме "Форсаж. Возвращение".
Пилот Станислав Авдин, который был подчиненным погибшего, рассказал, что познакомился с Кузнецовым в части, тот был начальником службы безопасности. По его словам, он был достаточно жестким, но человечным.
"Мы служили с ним долго вместе. Он был летчик с большой буквы. Просто мне сказать нечего. Летчик для подражания", — добавил сослуживец Кузнецова Юрий Серегин.
Президент России Владимир Путин в воскресенье подписал указ о награждении погибших россиян орденом Мужества посмертно.
"К конструкции претензий нет"
Военный эксперт Игорь Коротченко призвал не искать причины крушения Бе-200 до расшифровки черных ящиков.
"Самолет надежен, эффективен, эксплуатируется уже много лет. Доказал свои отличные летно-технические характеристики, работал по предназначению — в качестве воздушного пожарного. Поэтому к качеству конструкции машины претензий нет", — сказал Коротченко.
Он добавил, что самолет сертифицирован и отвечает всем необходимым требованиям безопасности.
"Что касается конкретных причины катастрофы — только по расшифровке черных ящиков можно сделать определенный вывод. Все версии, которые сейчас будут выдвигаться, будут основаны исключительно на неподтвержденных данных и фактах", — подчеркнул Коротченко.
Не первая трагедия в дыму
Похожие катастрофы уже происходили в прошлом. Военный летчик Владимир Попов привел в пример трагедию, которая произошла в 1967 году при тушении лесных пожаров во Франции. Тогда при катастрофе Ми-6 погиб заслуженный летчик-испытатель СССР Юрий Гарнаев.
"Единственная была ошибка. Они уже удачно заканчивали все, но там была демонтирована высоковольтная линия в горах. Провода убраны, а вот одна из мачт была оставлена. И в тумане, в дыму этом мощном они случайно зацепили ее. И вот это была катастрофа, дикий случай», — сказал летчик.
А несколько лет назад в Иркутской области при тушении пожаров разбился самолет МЧС Ил-76, который тоже сбрасывал воду, но в дыму зацепился и потерпел крушение. Опасность при тушении пожаров заключается в том, что все делается на малых высотах, чтобы более эффективно провести работу, пояснил Попов.
"Это происходит только по вине чрезвычайной ситуации. Трудности очень большие. Это все связано с героизмом этой профессии", — подчеркнул Попов.