Великая Отечественная война коснулась семьи каждого жителя нашей страны, не обошла стороной и людей искусства. Многие художники сражались в действующей армии и одновременно рисовали на передовой. С первых же военных дней опустели мастерские. «Все ушли на фронт!» — слова, привычные для советских баталистов и студентов художественных вузов тех лет.
Изо дня в день, рискуя жизнью, живописцы создавали невиданную героическую изолетопись, запечатлевая Сталинградскую битву, блокадный Ленинград, освобождаемый Крым и покорённый Берлин. По краткосрочным рисункам, наброскам, зарисовкам уже в мирное время писались грандиозные произведения, вошедшие в золотой фонд военной живописи. Но спустя годы не менее ценным признан и «подготовительный материал», ставший свидетельством человеческих переживаний различных моментов фронтовых будней. Судьбы этих художников — это судьбы того времени, эпохи. Сколько было их, работавших в пекле сражений, стремящихся увидеть всё своими глазами. Они форсировали Днепр, пробирались на Мамаев курган, делали зарисовки огневых точек на берегу Волги, где фашистами простреливался каждый клочок земли, а также землянок и блиндажей, боевой техники и трофеев, рисовали портреты бойцов, стремясь собрать как можно больше материала… Не все дожили до Победы и часть имён никогда не будет нам известна, но вклад в историю и искусство художников огромен.
Наши современники осмысливают события тех лет, будущие профессионалы учатся мастерству, детвора постигает уроки патриотизма. Евпаторийская детская художественная школа носит имя известного крымского баталиста, живописца, графика, макетчика Юрия Волкова (1921—1991 гг.), чьи грандиозные полотна «Подвиг пяти черноморцев» (1948 г.), «Не забудем» (1959 г.), «В степях Украины» (1983 г.), «Херсонесский тупик» (1953 г.), «Расплата» (1957 г.) и другие известные произведения хранятся в Симферопольском и Севастопольском художественных музеях, Евпаторийском краеведческом и Музее Черноморского флота в Севастополе. В этом году в честь 100-летия со дня рождения художника в Евпатории, где он жил много лет, и на всём полуострове проходит ряд мероприятий. Так, недавно состоялась торжественная церемония гашения маркированных конвертов с изображением баталиста на фоне его картины «Подвиг пяти черноморцев». Конверт тиражом 50 тысяч экземпляров и специальный почтовый штемпель с фиксированной датой к этому дню изготовило акционерное общество «Марка». Мероприятие организовано сотрудниками Почты Крыма.
Большая часть творческого наследия Юрия Волкова находится и регулярно демонстрируется в двух крымских музеях: Евпаторийском краеведческом, где хранятся 96 произведений и реквизит времён Великой Отечественной войны, и Симферопольском художественном (6 работ). Сам Волков — уроженец Севастополя. Детство будущего баталиста прошло в Евпатории, где он начал рисовать в пятилетнем возрасте. На Всесоюзном конкурсе детского творчества в Москве 16-летний парнишка получил первую премию за многофигурную акварель «Переход Красной Армии через Сиваш». Путь художника определился спустя два года — в 1940 году небольшой живописный пейзаж третьекурсника Юрия Волкова как лучшую ученическую работу педагоги Крымского художественного училища преподнесли академику батальной живописи Николаю Самокишу в день его восьмидесятилетия. Начиная со второго курса, студент дополнительно занимался у мэтра в его мастерской. Под влиянием Самокиша решил стать баталистом и продолжить учёбу в прославленной студии им. М. Грекова. Работы студента вместе с рекомендацией Самокиша отослали в Москву. Вскоре пришло приглашение на учёбу. Но началась Великая Отечественная война.
С первых её дней юноша — на фронте. В октябре 1941-го получил ранение в руку и попал в немецкий плен. Трижды бежал из лагеря для военнопленных, но лишь в 1943 году удалось вернуться в действующую армию сапёром. В 1944-м был ранен в голову. За проявленные мужество и отвагу награждён орденом Красной Звезды и медалями «За освобождение Праги», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией» и «За отвагу».
Художник шёл к своей мечте через огонь, ужас, неимоверные тяготы войны. Наверное, ступая юношей на творческий путь, и представить не мог, какие батальные сцены предстоит увидеть в действительности.
В феврале 1945 года Юрий получил от командования разрешение выполнять фронтовые зарисовки и писать небольшие сюжетные картины. По сути, это были талантливые живописные репортажи с мест военных действий.
Демобилизовавшись в 1946 году, Ю. Волков не стремится в Москву, хотя получил уже второе приглашение. Он возвращается в Евпаторию. Женится. На свет появляются двое сыновей-близнецов. Художник, которого переполняют впечатления войны, весь отдаётся творчеству. Он сооружает на крыше дома импровизированную мастерскую, где и работает. В изображении эпизодов сражений нередко использовал свою коллекцию фронтового реквизита, как в своё время делал и его учитель Николай Самокиш. В неё входили одежда, оснащение, в том числе немецкой армии, обезвреженные гранаты, патроны, обоймы с патронташем, рюкзаки, сумки, фляги. Он присылал эти свои сокровища маме с фронта и умолял в письмах не выбрасывать всё это, так как оно пригодится для будущих картин. Не прошло и двух лет после демобилизации, а на выставках появились его полотна «На сталинградской дороге», «Не уйти», «Подвиг пяти черноморцев». В марте 1947 года 26-летнего Ю. Волкова приняли в Союз художников. Коллеги называли его «баталистом толстовской школы». По сей день пользуется успехом картина «Подвиг пяти черноморцев», впечатляющая как масштабами, так и суровой правдой о войне. Это, по сути, документальное полотно, где сюжетный передний план усилен батальным пейзажем. И вряд ли кто-то заметит, что работа написана не на холсте, а на… двух сшитых простынях, естественно, по всем правилам загрунтованных.
Его «Красная горка» — тоже документальная. Сбежав во время войны из плена, он вернулся в оккупированную фашистами Евпаторию и стал очевидцем трагической высадки десанта, а затем массовых расстрелов мирных жителей на Красной горке. Уже в мирное время художник не раз приходил туда, писал этюды у рва, где были похоронены евпаторийцы, в том числе друг детства. Графическая композиция создана в 1948—1950-х. В эти же годы Ю. Волков начал работать над иллюстрациями к серии книг о войне. Тема эта прошла через всё творчество живописца, но были в нём и лирические пейзажи, и росписи православного собора, и жанровые мирные полотна. Его наследие велико, хоть прожил он всего 70 лет, каких-то картин не успел создать. Слишком много в этой жизни было боли и потерь…
Кроме Ю. Волкова, на крымской земле на тему войны творило немало мастеров кисти. Широко известен рисунок плаката, сделанный в 1941 году известным живописцем-баталистом Николаем Самокишем. До последних дней мэтр жил в Симферополе. Его последней законченной работой считается «Полтавский бой». Как истинный патриот он откликнулся на события Великой Отечественной войны, создав знаменитый плакат «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Оккупация города фашистами ударила по здоровью пожилого человека. 18 января 1944 года Николая Семёновича не стало.
К сожалению, сегодня ушли из жизни практически все художники, являвшиеся свидетелями военных лет, участниками боевых действий. Но их работы остались в музеях и частных коллекциях, а имена вписаны в историю.
Большинство из них вышло из стен Крымского художественного училища. В июне 1941 года учащиеся КХУ находились со своими наставниками на пленэре и жили в палаточном городке на турбазе.
Выпускница училища, участница Великой Отечественной войны М. Дембицкая вспоминала день 22 июня: «Была дежурной по лагерю, когда услышала по радиосообщение В. Молотова, что фашистские войска перешли советскую границу. Все собрались вместе и говорили о том, как выбраться из Алушты, кто куда поедет, что будет делать. Ночью никто не спал, было очень страшно. Со стороны Севастополя доносились звуки орудий. Утром пришли машины, мы поехали в Симферополь. Мальчиков группами провожали на фронт. На вокзале плакали…».
Ушли воевать и педагоги. А кто остался, впоследствии стали активными участниками подполья, были связаны с партизанами.
Училище продолжало работать до оккупации Крыма гитлеровцами. Студентов привлекали к изготовлению политических плакатов, лозунгов, призывающих к борьбе с врагом, поднимающих дух патриотизма. Но и на оккупированном полуострове Н. Самокиш и Е. Маркова всеми силами старались сохранить коллектив — как педагогов, так и учащихся. Е. Маркова (одна из руководителей КХУ, преподаватель рисунка) спасла от угона в Германию младших студентов, сохранила архивы, библиотеку, натюрмортный фонд. «На её энергии, любви к людям и искусству всё и держалось, — вспоминал потом учащийся тех лет, ушедший в партизанский отряд Л. Лабенок. — Не было бы училища, если бы не её самоотверженность… К счастью, контроль немецкой комендатуры до нас не доходил, в то время как в других учебных заведениях были обыски, ребят уводили в гестапо…».
Сразу же после освобождения Симферополя училищу выделили новое помещение. Вернулись доучиваться пришедшие с фронта студенты. Первый послевоенный выпуск состоялся в 1948 году. Вот что вспоминает К. Прохоров: «Пятый курс окончили 17 человек. Сложные и трудные были послевоенные годы… Все, кто был в числе первых выпускников, начинали учиться до войны. Таким образом, от мечты об училище и до его окончания прошло 11 лет…».
В фондах музеев и частных коллекциях хранятся живописные свидетельства военного времени. В том числе полотно Михаила Рыбникова «Разгром партизанами немецкого карательного отряда СС около посёлка Старый Крым» (1946 г.) — из собрания Симферопольского художественного музея. Там же находится и натюрморт Николая Барсамова «Никто не забыт, ничто не забыто» (1967 г.), в котором отражена личная драма художника, потерявшего на войне единственного сына Володю. Композиция картины составлена из предметов военного быта: пилотки, винтовочных патронов, писем с фронта, полевого бинокля, а рядом — палитра, краски, кисти, свитки нот, книги и портрет не вернувшегося с фронта талантливого молодого человека. Над всем возвышается небольшая скульптура «Скорбящая мать». Именно Николай Барсамов, чья жизнь неразрывно связана с Феодосийской картинной галереей им. И. Айвазовского, вместе с женой — главным хранителем музея спас коллекцию в годы Великой Отечественной, эвакуировав её в 1941 году через Краснодар в Ереван, а в 1944-м, после освобождения полуострова, вернул в Феодосию. Благодаря этому человеку — художнику, историку искусства, музейному работнику, на протяжении 40 лет директору галереи им. И. Айвазовского — коллекция произведений гения маринистической живописи стала одним из немногих музейных собраний юга страны, целиком спасённым в годы войны. А монография Барсамова об Айвазовском до сих пор является самым полным исследованием жизни и творчества мариниста. Впрочем, музейщик активно работал и как художник, показывая жизнь тыла времён войны. Известны его картины «У братской могилы» (1945 г.) и «Возвращение» (1946 г.), хранящиеся в галерее.
А Сергей Владимиров работал при политуправлении Черноморского и Дунайского флотов в звании лейтенанта военным худож-ником-корреспондентом. Участвовал в Новороссийской и Керченской десантных операциях, в героической обороне Севастополя, боях за освобождение от немецко-фашистских захватчиков Румынии, Венгрии, Болгарии, Югославии, Австрии, Чехословакии. Поэтому его живописные и графические произведения отличаются особой документальностью. Это зарисовки военных лет, сделанные карандашом на бумаге либо акварелью. Полотно «Оборона Севастополя» написано маслом. Также документально интересны работы Ивана Пантелеева, коллекция которых хранится в Симферопольском художественном музее. В небольших этюдах, созданных в 1945 году — сразу после освобождения Севастополя, мы видим суровую правду войны — город в руинах.
Серия портретов героев сражений принадлежит кисти народного художника Украины и России Валентина Бернадского. Участник обороны Ленинграда, офицер связи отдельной горно-стрелковой бригады 4-го Украинского фронта, он изображал войну, отразившуюся в лицах людей, будь то «М. И. Чуб — командир партизанского отряда в Крыму» или «Генерал-лейтенант В. Нестерук». В. Бернадский создал серию портретов крымских художников — участников войны: С. Владимирова, В. Апановича, К. Прохорова, а также полотна «Память» (1995 г.), «Аджимушкайская трагедия» (1997 г.).
Ещё одна легенда крымской живописи — Николай Бортников. Это его произведение «Берлин. Май 1945 года» (1968 г.) является гордостью Симферопольского художественного музея. Сам фронтовик, сражавшийся на Волховском и Ленинградском фронтах, он написал и серию портретов однополчан в 1941—1943 годах.
Совсем недавно ушли из жизни наши ветераны-долгожители — член Союза художников Юрий Фастенко и народный художник РК Пётр Карнаух. Посетители выставок, проводимых Республиканским домом художника, помнят триптих «Победа», работы «Аджимушкай. Минута молчания» (1988 г.) и «Партизанский комбриг Федоренко» (1984 г.) Ю. Фастенко. Он воевал в Польше, Германии, Пруссии. Награждён медалью «За взятие Кёнигсберга». Его коллега Пётр Карнаух посвятил теме Великой Отечественной серии работ. В Севастопольском художественном музее им. М. Крошицкого находятся его литографии «Защитники» (1974 г.) и «Защитник» (1967 г.).
Крымские выставки, посвящённые Великой Отечественной войне, запасники и экспозиции музеев, изданные альбомы и книги, проиллюстрированные работами художников полуострова, — огромный пласт культурного и документального наследия. Известных имён очень много, всех в одной статье не перечислишь.
…Вот что писал в своём дневнике Юрий Волков: «Чтобы твоё творчество стало настоящим искусством, независимо от того, большой у тебя талант или средний, надо искренне, до самозабвения любить своё дело, которое должно стать смыслом жизни. Но ради этого необходимо многим жертвовать, бескорыстно и много трудиться. И когда ты овладеваешь настоящим мастерством, твоё творчество ни от кого не будет зависеть. Всё, что будет сделано, найдёт своё место и оценку, потому что будет настоящим искусством… Жизнь человека очень коротка, а мир — огромен, беспределен, разнообразен, противоречив, прекрасен, сложен, и познать, разобраться в нём, увидеть его людям помогают писатели, художники, артисты — все, кто связан с творчеством в разнообразных областях искусства. И если в своих произведениях эти люди искажают жизнь, говорят о ней неправду — они обедняют человека умственно, духовно и эстетически. Настоящая живопись не может подделываться под моду, стиль, так как она изображает саму жизнь, правду жизни через реалистическое восприятие этой жизни художниками». По-моему, лучше и не скажешь.
Светлана ЕФРЕМОВА
Фоторепродукции из открытых источников