Посещение античного крыла в музее – занятие не для ханжей, которые приходят в возмущение от наготы греческих богов и мифологических героев. Могут ли произведения искусства негативно влиять на неокрепшие умы? А может быть стоит поместить скульптуру и картины с обнаженной натурой в отдельную комнату со знаком 18+? Вопрос, конечно, риторический. Давайте разбираться, куда подевалась одежда античных скульптур и как перестать неловко хихикать при их виде.
Развенчиваем мифы
Многие думают, что античные скульпторы изображали всех людей без исключения обнаженными или воспевали женскую красоту в ее первозданном виде. Это не так. В период Архаики – «доклассического» этапа развития древнегреческого искусства – все женские статуи всегда были одетыми. Такие скульптуры назывались корами и создавались, чтобы охранять вход в храм.
Поскольку их позы были почти одинаковыми, скульпторы придавали корам индивидуальность при помощи многочисленных деталей в одежде и украшениях. А вот мужской аналог коры – курос – изображал обнаженного юношу-атлета и помещался в святилищах и гробницах. Интересно, что и женские, и мужские статуи отличались широкой «архаической» улыбкой, которая означала божественную радость.
О космосе и поиске идеала
Из античной философии мы знакомы с понятием космоса – речь не о пространстве вне границ атмосферы, но об особом, гармоничном и упорядоченном состоянии нашего мира. В понятие космоса у греков вписывалась еще и идея красоты – тоже не самая очевидная для современного человека, ведь в Древней Греции красивым считался тот, кто поступает, по совести, и ведет правильный образ жизни.
В скульптуре старались воплотить идеал, то есть гармонию тела и духа. В период «Классики» греки искали идеальное тело – оболочку для высокой души. Пропорциональное и красивое тело в полной мере отражает внутреннюю гармонию и чистоту помыслов и поступков.
Но почему все-таки обнаженная натура?
Этому есть несколько объяснений. Во-первых, греки устраивали спортивные соревнования, где спортсмены выступали в обнаженном виде. Именно поэтому красивая мужская обнаженная фигура связывалась в сознании со славой и триумфом.
Такие статуи даже помещались в святилищах, наряду с обнаженными фигурами богов, что подчеркивало их превосходство над не достигшими совершенства смертными. Кроме того, многие древнегреческие скульптуры изображали тела в движении: в бою или в разгар соревнования. Конечно, именно нагота позволяет зрителю увидеть всю красоту отточенных мышц, а скульптору в полной мере проявить все свое мастерство
А почему мужские статуи детальнее женских?
В античности отношение к женской наготе было строже, чем к мужской. Именно поэтому преобладающее большинство женских скульптур прикрывают свою лобковую зону рукой или тканью. Если же нет, то эта часть тела всегда оставалась «вне внимания». Кроме того, нельзя забывать о низком социальном положении женщин во времена античности. Их считали нечистыми или даже «недоделанными мужчинами», поэтому и изображать их во всех подробностях было неприлично (в отличие от мужчин).
Получается, что античные скульпторы ваяли нагие тела не по своей прихоти – эта традиция была логичным продолжением всей древнегреческой культуры и идеологии.
Узнали что-то новое для себя? Тогда приглашаем на наш базовый курс по истории искусства – там вас ждет 9 уроков об основных этапах развития искусства от Древней Греции до постмодернизма. Чтобы подробнее познакомиться с программой лекций, листайте дальше и переходите на сайт нашего лектория.