Не пугайтесь: я не призываю свою смерть и не обсуждаю чужие. Просто мне захотелось сказать о том, что как в самурайских кодексах, так и в японской культуре и мировоззрении совсем иное, чем в культуре европейской и христианской, отношение к ценности человеческой жизни, отношение к процессу умирания и к самой смерти.
То, что для нас - как для толстовского Пьера Безухова истерика в агонии ("Меня?! Мою бессмертную душу?!", то для самурая - прозаичная обыденность.
Приведу цитаты по обозначенной теме из "Хагакурэ" ("Сокрытое в листве") Ямамото Цунэтомо (1716 год, в 11 томах).
"Путь самурая обретается в смерти. Когда для выбора имеются два пути, существует лишь быстрый и единственный выход - смерть. Это не особенно трудно. Будь твёрд в своей решимости и иди вперёд. Рассуждения о том, что умереть, не достигнув своей цели, значит умереть собачьей смертью, - это досужая болтовня себялюбивых людей. Когда ты стоишь перед необходимостью выбрать жизнь или смерть, то достигнешь ты своей цели или нет, уже не важно.
Каждый из нас хочет жить. И по большей части мы строим свои рассуждения в соответствии с нашими предпочтениями. Но не добиться своей цели и продолжать жить - это трусость. Здесь нельзя ошибиться. Умереть, не достигнув цели, - это действительно собачья смерть и фанатизм. Но в этом нет бесчестья. В этом суть Пути самурая. Если, укрепляя своё сердце решимостью каждое утро и каждый вечер, человек сможет жить так, словно тело его уже умерло, путь будет для него свободен. Вся его жизнь будет безупречна, и он добьётся успеха на своём поприще".
"Чтобы избежать позора, нужно выбрать иной путь - смерть".
"Настоящий мужчина не думает о победе или поражении. Он безрассудно бросается вперёд - навстречу неизбежной смерти".
"Но если человек заранее принял решение встретить смерть, как можно его презирать?"
"Говорят, что мир, в котором мы живём, ни в чём не отличается от сна".
"Позорной считается лишь бесславная смерть".
"Говорят, что для того, чтобы следовать пути искренности, нужно жить так, словно ты уже умер".
После этого лично меня уже нисколечко не удивляют ни количество убийств и самоубийств в мангах ианиме, ни невообразимый садизм в романах Рю Мураками, ни фонтаны крови в фильмах...
...У нас многие живут так, будто уже умерли. Но совсем не в том смысле, который в это вкладывали самураи. Не живут сами, и не дают жить другим, отравляя их жизнь своей грязью, смрадом и распадом.