Найти тему
Музыкальный Second Hand

К 30-летию "Черного альбома" Metallica. История Enter Sandman, часть 4. Самые страшные каверы.

Граждане любят пугаться. Причем стараются вызывать в себе страх искусственно, там, где его быть не должно. Одним после испуга приятнее ощущать себя в безопасности. Другим нравится сам процесс, когда адреналин по всему телу.

В любом случае, индустрия развлечений делает все, чтобы граждане могли пугаться вволю и как можно комфортнее. Есть книги ужасов, есть видеоигры, есть оффлайн-квесты по темным подвалам, где на вас выскакивают зомби. Но самая масштабная фабрика по производству ужасов – это все-таки кино.  

Песню группы Metallica Enter Sandman, про которую этот выпуск, тоже вполне можно отнести к жанру хоррора. Потому что она – про такой источник ужасов, как ночные детские кошмары. Которые, как следует из текста, связаны с появлением Песочного человека. Типичный ход из мира коммерческих ужасов, где главный антигерой обычно – либо маньяк, либо потустороннее существо, как в нашем случае. «Молитва подоткнет тебе одеяло, согреет, убережет от греха - пока не придет он, Песочный человек»:

Сегодня предлагаю не просто каверы на Enter sandman, а чтоб эти каверы по духу своему или по драматургии походили бы на стиль самых известных режиссеров фильмов ужасов. Кто самый известный из них? – Пожалуй, Альфред Хичкок. Мастер саспенса, то есть постепенного нагнетания тревоги. Хичкоку проаккомпанирует южнокорейская джазвумен Youn Sun Nah:

Первый фильм, который сейчас назвали бы «ужастиком», был снят почти сразу после братьев Люмьер, в 1896 году французом Жоржем Мельесом. Назывался он «Замок дьявола», имел спецэффекты в виде ускоренной-замедленной съемки и стоп-кадра. И надо думать, торкал неискушенного зрителя куда сильнее, чем любой поздний хоррор, будь то Джон Карпентер или Джордж Ромеро.

Кстати, замечали ли вы, что слова «хор» и «хоррор» чем-то похожи? Тогда - Enter Sandman в исполнении шведского Vega Choir, состоящего из 30 девушек в возрасте от 18 до 25 лет:

Кстати, в тексте Enter sandman ничего такого прям кошмарного нет. В клипе – да, а вот Джеймс Хэтфилд даже ни одного детского кошмара не описывает. Нагнетание, таким образом, происходит прямо по Роману Полански, в нашем случае - исключительно посредством жесткой музыки и обертонов.

Дополнительной таинственности сабжу добавили мандолина и укулеле участников немецкого пародийного проекта Mandowar, которые добавили в Enter Sandman нотки из "Розовой пантеры":

У нас своего «Энтерсэндмена» написали задолго до «Металлики». «Придет серенький волчок и укусит за бочок». Такими словами мамы и бабушки на протяжении сотен лет пытаются склонить ко сну российских детей. Когда те немного подрастают, они осмысливают эти строки в духе Тима Бертона:


Но самый жуткий кошмар для тру-рокера – это когда к любимой музыке прикасаются рэперы и ремиксеры. Все можно простить – Металлику в лаундже, в регги, в кантри; но как только команду и голос Хэтфилда пытаются  начитывать и декламировать или накладывают на унца-унца – тут-то и начинается самый Дэвид Линч:

И, наконец, жанр, который способен превратить в кошмар для фаната  любое произведение. Такой Стивен Кинг в музыке. Если в начале 90-х вы уже были в сознательном возрасте, то помните, что такое Ламбада. Которая в те времена была чем-то вроде урагана – в том смысле, что укрыться от нее было невозможно:

Раз, два, Фредди в гости жди,

Три, четыре, двери затвори,

Пять, шесть, крепче стисни крест,

Семь восемь, тебя не спать попросим,

Девять, десять, никогда не спите, дети!

Начало и продолжение рассказа про Enter Sandman и группу Metallica, а также другие каверы и даже мэш-апы, вы найдете в
первом, втором, третьем и пятом выпусках.

Чтобы не пропустить другие истории про другие песни, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!

Переслушать аудиовыпуски "Музыкального Second Hand'a" вы можете на silver.ru.