Христианская заповедь не отвечать ударом на удар, но подставить другую щёку для возможного повторного удара, не относится к вопросам необходимой самообороны или вооружённой защиты своего Отечества от иноземных захватчиков.
Это первое, на чём я сейчас сразу настаиваю!
Друзья, я в течение многих лет вновь и вновь возвращаюсь к этой теме, так как ещё практически с самого детства (и по сию пору) являюсь горячим поклонником боевых искусств, рукопашного боя и военно-прикладной подготовки в самом широком смысле.
Это моё любимое увлечение наряду с хорошей литературой и кино. Соответственно, тема ответного удара и права на такой удар меня очень интересовала всегда.
Плюс к этому, для меня важно было понять позицию православного человека в такой ситуации.
Что имеет в виду Господь наш Иисус Христос, когда говорит о том, что нужно не только не отвечать на удар, но и подставить другую щёку для повторного удара, если твой "оппонент" захочет его повторить?
Друзья, чего мне только не приходилось слышать об этом!
А сколько раз мне самому приходилось менять своё мнение по этому вопросу!
Почему? Да потому, что тема эта оказалось очень непростой. Ситуаций с ответным ударом очень много, и они могут при этом невероятно отличаться друг от друга.
Я крестился в православной церкви в 34 года (сейчас мне 53). То есть прошло уже 19 лет. Сегодня я делюсь с читателем своими мыслями. Для удобства буду записывать их по порядку.
Итак...
1. В этом пункте, я повторяю своё утверждение, с которого начал эту статью.
Сначала слова нашего Господа Иисуса Христа:
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую…
(Мф. 5:39)
Я уверен, что это не имеет никакого отношения к вопросам необходимой самообороны и вооружённой защиты своей страны во время войны. Мало того, об этом уже достаточно высказались люди, гораздо авторитетнее меня (я им в подмётки не гожусь).
Однако, я столько раз встречал полное непонимания данной темы (или её извращение), что решился тоже высказаться на этот счёт. По своему...
Если Господь - наш Создатель (а это так!), то ни один человек не имеет права забрать нашу жизнь, лишить нас свободы, подорвать наше здоровье, как и причинить любое другое зло.
Значит, мы просто вынуждены будем отвечать в таком случае не только ударом на удар, но и другими действиями: обезвредить, обездвижить, связать, отконвоировать и прочее...
Единственное, чего мы не имеем права делать, так это после того, как мы обезопасили себя, причинять вред тому, кто решился посягнуть на наше благополучие (в любой сфере). Напоминаю, речь идёт о самообороне.
Так прописано в своде законов. Понятно, что на деле последствиями самообороны может стать всё, что угодно, и решения суда могут быть, подчас, просто удивительными. Но эта, друзья, тема уже другой статьи.
2. Что касается военного времени, так здесь ситуация другая. Война началась, процесс пошёл, и здесь всё будет решать тактика и стратегия военных действий.
Врага на войне вполне можно опередить встречным ударом, не дав ему возможности причинить ни лично вам вреда, ни вреда вашим товарищам, мирному населению, народу, Родине.
Тех, кто думает на этот счёт как-то иначе, я считаю утратившими обычное благоразумие. И это ещё мягко сказано. Думаю, это понятно...
Что ещё?
На войне действуют законы военного времени, а также существует понятие воинского преступления. То есть, например, насилие, издевательства в отношении военнопленных, самочинная их ликвидация недопустимы.
3. Тогда, что имел в виду Господь, когда говорил подставлять другую щёку в ответ на удар?
Я считаю, что здесь речь идёт о ситуации, когда кто-то хочет вас унизить, оскорбить, поставить на место (и тому подобное), не ставя перед собой цель причинения вреда вашему здоровью или вашего физического уничтожения.
Считаю, что здесь имеются в виду моменты, навроде случая со святым Спиридоном Тримифунтским, когда он в царском дворце получил пощечину от одного высокопоставленного царедворца, и ничего не предпринял на это в ответ, поступив точно в соответствии с заповедью.
Закон Божий неотвратим. Ситуация сложилась так, что этот царедворец впоследствии горько раскаялся в своем поступке и со слезами просил прощения.
Святой Спиридон конечно же его простил. Кто хочет узнать подробнее об этой истории может почитать житие этого святого. Сейчас это доступно каждому желающему.
4. Сложность в том, что поступать так, как поступил святой Спиридон Тримифунтский сможет только человек сильной веры, достигший определённого уровня понимания православия.
Для человека неверующего такой вариант невозможен!
Случай, когда ответить ударом на удар человек не смог по трусости, малодушию или элементарной неготовности к подобному стрессу, в данном случае я не учитываю. Надеюсь, это понятно.
Неверующий человек, получив пощёчину (в прямом или переносном смысле), почувствует себя глубоко оскорблённым, обиженным, униженным. Его естественной реакцией на это будет желание получить сатисфакцию.
То есть удовлетворение за причинённый ущерб чести и достоинству. Раньше это часто решалось путём дуэли. Такой поединок есть ни что иное, как своеобразное воплощение очень древнего закона.
Древними людьми, буквально везде, на всех континентах был провозглашен внутривидовой закон, препятствующий самоуничтожению народов. Да, были везде свои трактовки, отличия, но в целом это был один и тот же закон "зуб за зуб".
Самый известный и проработанный такой закон хорошо прописан в Библии, в Ветхом Завете. То есть, до рождения Иисуса Христа.
Вот как он выглядит в оригинале:
...да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.]
(Втор. 19:21)
Мало того, в Библии этот закон даётся человечеству Самим Богом. Другими словами, это даже не плод человеческого мышления, а установленный закон Самого Творца всего и вся.
Поэтому, такой вариант развития событий (дуэль, поединок) является очень понятным и близким подавляющему большинству людей. Но дело в том, что Господь установил этот закон для древнего, примитивного человека, который большего был неспособен понять.
Это и есть Ветхий Завет, то есть древний, старый, устаревший...
5. Время шло и человечество дошло до предела своего морально-нравственного падения, в котором закон "зуб за зуб" оказался несостоятельным.
Он не сберёг духовно разлагающегося человека. Крови много, а толку мало. Человек по своему внутреннему содержанию становился всё хуже и хуже.
Поэтому, что бы спасти людей от их грехов Господь Бог был вынужден отправить в наш мир Своего Сына, нашего Спасителя Иисуса Христа. Христос упразднил (отменил) Ветхий Завет с его законами и заключил с людьми Новый Завет, исправив старые законы. В том числе и закон "зуб за зуб".
Это событие (поистине вселенского масштаба) дало возможность человеку измениться, следуя заповедям Спасителя. Но человек создан свободным, поэтому показав нужный путь, Господь никого не принуждает следовать ему. Он призывает сделать это добровольно, по зову своего сердца.
А раз всё так непросто, значит большинство людей продолжает оставаться в дикой, ветхозаветной форме и жить по законам Ветхого Завета. Поэтому в мире остаётся столько горя и бед.
6. Верующий человек, то есть избравший путь, указанный Спасителем нашим Иисусом Христом, к пощёчинам, оскорблениям, унижениям относится по-другому. Обидчик им воспринимается, как благодетель, который помогает христианину в работе над собой.
Он, таким образом, показывает христианину, что тот находится в опасном положении из-за своих грехов: гордости, тщеславия, славолюбия, и ему срочно и необходимо нужно заняться собой.
Поскольку ничего в этом мире не происходит без Божьей воли, то и такой обидчик посылается Господом для нашего вразумления. Христианин в таком случае готов подставить и другую щёку, чтобы это вразумление стало лучше, полнее, надёжнее.
Так что, друзья, это совсем не говорит о том, что христиане - это слабаки, рохли, выбирающие путь подчинения агрессору, как я иногда слышу от неграмотных в этом смысле людей.
Христианин обязан доблестно сражаться с врагом во всех случаях, а обидчика, как было указано выше, использовать для своего духовно-нравственного совершенствования и ещё благодарить его за помощь.
Вот и всё!
В заключение
Да, такой путь труден, но не невозможен. Иначе не было бы у нас столько христианских святых, прозорливцев и чудотворцев, которые, видя свои грехи, почитали себя худшими из людей.
Одним из таких был Спиридон Тримифунтский, почитаемый русскими людьми не меньше, чем Николай Чудотворец.
Естественно, мы не сможем стать такими, как они. Но мы сможем начать путь христианского восхождения к святости, а это уже начнёт приносить свои благие плоды, что вдохновляет немало. Поверьте мне...
Такое у меня понимание этого вопроса на данный момент моей жизни. Вы можете не соглашаться. Это дело выбора каждого свободного человека.
Друзья, на этом у меня сегодня всё.
- Если вам понравилась статья, не забудьте поставить "нравится" и, по возможности, напишите комментарий. Это очень важно для развития моего блога.
Андрей Подобедов, Волгоград, 18 августа 2021 года
P.S. Возможно, вам будут интересны другие мои статьи:
- Как бороться с подлецами и интриганами: что писал об этом Валентин Пикуль, и есть ли для этого "оружие" у порядочного человека