Найти тему

"Молодые супруги" А. С. Грибоедова: как пережить семейный кризис

Изящная салонная пьеса "Молодые супруги" от автора бессмертной комедии "Горе от ума" — не только приятное чтение, но и полезный рецепт успешного преодоления первых семейных трудностей. Считается, что в драматургическом наследии Грибоедова эта стихотворная "безделка" значительного места не занимает, представляя собой традиционную бенефисную переделку французского оригинала — в том жанре, который культивировала светская театральная молодёжь того времени. Тем не менее, "секретами супружества", раскрытыми в ней, вполне можно воспользоваться и сейчас. И многие ошибки молодожёнов, о которых там идёт речь, тоже до сих пор типичны...

Издание комедии 1815 года (титульный лист)
Издание комедии 1815 года (титульный лист)

"Театральное крещение" Александра Грибоедова

Ещё в студенческие годы, в пору пребывания в Московском университете, Александра Сергеевича Грибоедова окружала атмосфера повышенного интереса к театру. В год его поступления (1806) как раз была учреждена московская казённая сцена. В 1808 году открылся Арбатский театр, выстроенный архитектором Росси взамен сгоревшего Петровского театра. Целая сеть крепостных театров, полудомашних, полупубличных, была раскинута по московским барским особнякам. Наконец два любительских театра функционировало в самой студенческой среде (театр Благородного пансиона при университете и театр самого университета).

Ещё подростком Грибоедов близко соприкасается со всеми этими театральными явлениями, пробует свои силы в качестве актёра и автора. Сохранились сведения, что особенно охотно он играл Альцеста в "Мизантропе" Мольера. В 1810 году он пишет пародийную трагедию "Димитрий Дрянской", где изображает ссору русской и немецкой профессуры из-за аудитории. Уже в начале 1812 года появляются первые наброски будущего "Горя от ума", и молодой драматург читает эти отрывки на публику. Кстати, впечатления юного Грибоедова от крепостных театров нашли в этой пьесе своё горькое отражение...

А. С. Грибоедов в юности (источник фото https://www.vyazmanews.net/)
А. С. Грибоедов в юности (источник фото https://www.vyazmanews.net/)

Первые театральные связи Грибоедова были нарушены Отечественной войной. Летом 1812 года в ответ на правительственный призыв к студентам, он поступил корнетом в Московский гусарский полк, затем перешёл в Иркутский гусарский полк. На военной службе он провёл около четырёх лет. В 1815 году в Бресте происходит знакомство Грибоедова с Шаховским, и тогда же он пишет одноактную комедию "Молодые супруги" для бенефиса Нимфодоры Семёновой. Постановку этой пьесы историки и называют его театральным крещением...

Сюжет "светского случая"

Действие "Молодых супругов" происходит в абстрактной гостиной в Аристовом доме. Молодой муж Арист быстро разочаровался в своём браке: он изнывает от скуки, так как его жена Эльмира предпочитает домашнюю жизнь светскому времяпровождению. Арист начинает охладевать к ней. Сразу хочется осуждающе воскликнуть: "Ох, эти мужчины!.." Но перечитаем внимательно текст: так ли уж виноват юноша в том, что ему хочется зевать? На вопрос, где отдохнуть летом, молодая жена отвечает: "На всё согласна я..."

АРИСТ: Куда ж направим путь? В Крым или на Кавказ?
ЭЛЬМИРА: Куда тебе угодно.
АРИСТ: Куда угодно мне - вот это бесподобно! Я мнение твоё желаю знать давно. Чего б хотела ты?
ЭЛЬМИРА: Мне право всё равно.

Из диалога в первой сцене мы можем понять, что Эльмира действительно очень любит мужа, но полностью растворилась в нём, стараясь лишь угадать, чем ещё ему угодить. Если раньше девушка не просто блистала в свете, но и проявляла художественные таланты, "которыми сперва обворожала всех", то теперь всё в прошлом. Можно возразить, что для молоденькой женщины замужество — уже само по себе занятие, но это вряд ли сделает совместную жизнь интересной. Супругу важно видеть рядом личность, а не покорную, поглощённую только им одним обожательницу. Быть для кого-то единственным светом в окошке — тягостно и утомительно. А ещё вдобавок когда "Прекрасная собой одета не к лицу!.."

Но в дело вмешивается благородный друг Ариста — Сафир. Застав супружескую пару за чтением (Арист предпочитает газету тоскливому разговору с женой), он сразу чувствует неладное. Когда Эльмира уходит, а друг начинает жаловаться, — понимает, в чём дело, и решает помочь. Слушая разглагольствования о том, что лучше бы Эльмира была кокеткой, чем домоседкой, и понимая, что друг уже всерьёз собирается на свидание с некой Аглаей, он решает разыграть для него небольшой спектакль.

Беседа Сафира с Эльмирой — ещё не кульминация, но очень важная часть пьесы. "Он виноват кругом, но вовсе ли вы правы?"— мягко спрашивает Сафир. И далее следует настоящий психологический сеанс. Легче всего было просто пожалеть расстроенную женщину (она услышала часть разговора об Аглае из соседней комнаты), но Сафир даёт ей совет, зная характер своего ветреного приятеля — заняться наконец собой, чтобы окончательно не превратить "цепь цветочную в железные оковы". И заодно дать понять мужчине, как легко потерять то хорошее, что не ценишь в силу привычки.

САФИР: Зачем отбросили свои таланты вы?
Искусством нравиться пренебрегать не надо.
Вы хороши собой хотя и без наряда,
Но что вы, как теперь, одеты не всегда?
Зачем не ездите в собранья иногда,
Которых можете быть первым украшеньем?
Там, возбужденные правдивым восхищеньем,
Хвалы, с которыми к вам всякий поспешит,
Ручаюсь, что Арист их дорого ценит!

Чтобы преподать урок своему другу, Сафир убеждает Эльмиру сделать вид, что она с ним кокетничает. Эльмира играет на фортепиано, поёт романс... и муж застаёт её "с другим", весёлой, полной планов о посещении модных магазинов. Это вызывает ревность Ариста, и он в итоге возвращается к своей жене. Рассказан весь этот "светский случай" в традиционной форме лёгкой беседы, салонной болтовни, но при этом касается "вечных" смыслов, и несёт вполне определённую мораль.

Первая исполнительница роли Эльмиры - звезда драматической сцены начала 19 века, знаменитая трагическая актриса Екатерина Семёнова, старшая сестра бенефициантки. для которой Грибоедов писал свою пьесу.
Первая исполнительница роли Эльмиры - звезда драматической сцены начала 19 века, знаменитая трагическая актриса Екатерина Семёнова, старшая сестра бенефициантки. для которой Грибоедов писал свою пьесу.

Исследователями давно установлен французский оригинал "Молодых супругов". Это комедия Крезе де Лассе "Секрет супружества", или "Семейная тайна"), поставленная в Париже в 1809 году. Переводя её на русский язык, Грибоедов подверг источник существенной переработке. Из трёх актов он сделал один, вместо кузины появился приятель мужа, переделан ряд сюжетных ситуаций. Русский автор добавляет небольшой монолог Ариста о том, какие уловки применяют матери светских девушек, чтобы продемонстрировать их "образованность" и избавиться от зрелых дочерей; а также вставляет в текст романс Эльмиры. Общий характер пьесы от этого не меняется, и как лёгкая развлекательная безделка, она идёт 29 сентября 1815 года в упомянутый уже бенефис младшей сестры Екатерины Семёновой. Так начинается драматургический путь автора "Горя от ума"...