Это может показаться странным, но наши предки вплоть до XIX века поминали в церквях князя тьмы.
Известны случаи, что Дьяволу ставят свечи. Известно и то, что в церкви где-нибудь да нарисован Дьявол. Наконец и то, что некоторые богомазы на загрунтованной доске пишут сперва изображение Дьявола, и когда это изображение высохнет, снова загрунтовывают и уже на этом втором грунте изображают угодника (Вологодская губерния 1890 год Иваницкий)
Логика, кстати, железная. Ведь если Всевышний и святые могут оказать влияние на жизнь крестьянина и послать урожай, то Падший вполне способен нагнать засуху. Если мы yблaжаем первых словом и подношениями, то почему должны «обижать» второго. В некоторых заговорах обращались к дьяволу, чтобы обрушить беды на неприятного тебе человека.
«Дьявол, заступи дорогу (имя человека), едущему на торг, чтобы не имел счастья и обнищал» ( Запольский, 1890)
По поверьям славян Сатана чаще всего предстаёт в образе большого чёрного человека. Он прихрамывает, не имеет ресниц, обладает громким голосом, может завладеть разумом человека. Проявлениями одержимости помимо ncuxuческux отклонений считали и nья́нcmßo.
В 1760-х годах проходил очень необычный суд над крестьянином Егором Пыхтиным. Мужчина сознался, что в обмен на охотничью удачу, выполнил поручение дьявола. С помощью невидимых «червячков», полученных от колдуна Герасима Романова, наслал на жителей губернии порчу. Червей знахарю, якобы, передал лично владыка преисподней. И он же дал сигнал раскидать их по ветру.
Были найдены ещё две женщины, обученные колдуном наведению порчи. В это время во многих сёлах севера распространялась «эnugeмuя» клuкyшecmßa и эти наивные крестьяне всерьёз считали себя причастными к этому.
Церковь хоть и назвала произошедшее обманом, всё-таки отправили на год в ссылку «чародеев», приговорив их к «чёрным работам» на монастырских землях... Этот эпизод в своём очерке описал историк Н.И. Костомаров.
Дьявол наравне с Богом, по версии славян, участвовал в Создании мира.
Бог и Сатана шли по безбрежному морю.
И ничего кроме воды вокруг не было. А отдохнуть им уже хотелось. Тут Господь сказал, чтобы его спутник нырнул и достал со дна песок. Это надо было сделать со словами «во имя Бога». Дважды Сатана нырял и возвращался ни с чем, т.к. называл себя вместо Господа. Лишь на третий раз он выполнил всё как надо. Бог сделал из песка сушу
Крестьяне Орловской губернии объясняли наличие в мире зла, как раз тем, что песчинки со дна моря доставал именно Сатана.
Кроме того, не стоит забывать, что славяне издревле пытались задобрить злых духов - лешего и водяного. Оставляли на тропинке горшочек с маслом, кидали в омут чёрную курицу и т.д. С приходом христианства «функции вредителей» перешли на бесов. В фольклоре появились водяные и лесные черти. Последние, в представлении предков, были слугами Дьявола. И чтобы избежать козней со стороны нечистой силы, народ продолжал «угождать» новому олицетворению Зла.
Считалось, что с Дьяволом можно заключить договор. Он может дать красоту, богатство, но потребует взамен душу. Чтобы снять с себя обязательства по исполнению условий соглашения, в Вологоде, например, рекомендовали отстоять в церкви три ночи, не оборачиваясь и не глядя по сторонам.
Главенствующего злого духа страшились, лишь иногда обращаясь к нему за помощью, особенно в «черных», предназначенных для нанесения вреда заговорах. В заговоре «Для раздора между новобрачными» заговаривающий, называя себя «рабом дьявольским», просит посеять между новобрачными раздор Сатану, сидящего «во дьявольском болоте» (М. Власова Энциклопедия русских суеверий)
Таким образом, дьявол для наших пращуров был гораздо более материальной фигурой, чем для нас с вами. И, как ни старалось духовенство отучить крестьян от многобожия, оно ещё долго давало о себе знать.
Спасибо за внимание!