Любой человек так или иначе представлял как он запускает собственное дело и даже составлял бизнес-план. Но практикующие люди знают, что первый/пятый/десятый план разбивается о реальность и этот самый план приходится переписывать еженедельно. Это добавляет как неопределенность, так и драйв.
В этой статье я расскажу вам путь нашего проекта. EVIS Data Marketplace это маркетплейс продажи данных для бизнеса и искусственного интеллекта. Площадка децентрализованная с собственным блокчейном gigaEVIS. Подробнее о проекте можете прочесть в White Paper.
Шаг 1.
Выявление потребностей рынка
Можно придумать безумно классную идею, но если на нее не найдется клиентов, то вся затея бессмысленна
Выбор ниши или создание своей(поиск проблем)
Изначально наш проект имел совсем другое назначение, но проанализировав спрос и потребности мы перешли в текущую нишу
Краткое описание идеи
Нет смысла тратить силы на детальное описание проблемы, так как с вероятностью 99.9% после глубокого анализа многое изменится. Так и наш проект EVIS DM сильно изменился с того момента, когда первично была выбрана ниша Data Marketplace
Проведение консультаций, диалоги с клиентами
Это очень важный пункт, одна голова хорошо, а много лучше. Проект делается не для себя, а для пользователей
Соберите команду
Если вы считаете, что вам персонал не нужен, то это не бизнес, а самозанятость. На текущий момент в нашей команде 11 человек
Шаг 2.
Разработка MVP версии
Сначала разрабатывается урезанная версия продукта, чтобы протестировать гипотезы и показать это инвесторам
Соберите тех, кому интересно следить за вашим проектом
Запустите соц. сети, рассказывайте о своем продукте. В случае с EVIS DM этот шаг был самым первым. Благодаря наличию блога в телеграме и родилась идея запустить стартап в интересном формате: писать о каждом проделанном шаге
Шаг 3.
Seed-Round. Привлечение первых средств от фондов
Рекомендуется первые 2 шага запускать на собственные деньги, но когда есть продукт в урезанном виде, то стоит обратиться к инвестиционным фондам. Получение денег делится на этапы:
Pre-Seed (Личные накопления или займ; 50-100k USD)
Seed(этап разработки минимальной версии продукта; 200k-2mln USD)
Round A(уже есть первые клиенты; 5-10 mln USD)
Round B, Round C
Получение денег от фондов в первую очередь это признание того факта, что на проект обратили внимание. Привлечь деньги от нескольких фондов на Seed раунде очень важно, так как это дает проекту зеленый свет.
Привлечение первых пользователей на площадку
Проект должен иметь тех, кто готов платить за ваш продукт. Криптосфера это отдельная территория и большую капитализацию можно получить без единого пользователя, но мало взобраться на вершину, там надо удержаться
Решение юридических вопросов
Этим пунктом нужно заниматься с самого начала, но окончательно его утвердить нужно на этом шаге. Связано с тем, что проект по пути будет видоизменяться
Шаг 4.
Публичный токен-сейл
Распространение токенов среди большого числа пользователей
Размещение токена на биржах
Рекомендуется делать в связке DEX and CEX
Увеличение торговых оборотов
Само по себе размещение на бирже ничего не даст проекту. Если создатели хотят чтобы стоимость токена и обороты росли этим нужно активно заниматься
Шаг 5.
Запуск полной версии продукта
Этот пункт является индивидуальным. Полную версию можно запустить и на третьем шаге. Многое зависит от плана создателя и сферы. В криптосфере зачастую полный функционал запускается после токен-сейла и публикации на бирже.
Теперь о EVIS Data Marketplace
Мы находимся на шаге номер два, проекту 2 месяца и выполнен очень большой объем работы. В блоге каждый день публикуется рассказ о проделанной работе, что создает открытость и интерес среди подписчиков. Каждый может нас читать как инструкцию по запуску собственного дела.
За последнюю неделю мы доукомплектовали штат разработчиков, проделали бумажную работу, спроектировали сайт и многое другое. Подробнее - в других постах.