Найти тему

ПСАЛОМ 20: ВОСХВАЛЕНИЕ БОГА ЗА ПОБЕДУ

ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ

Ознакомившись с псалмом 20, сразу замечаешь, что его структура и содержание сходны с предыдущим псалмом. Эти псалмы взаимосвязаны, первый - это просьба, а второй - ответ на нее. Псалом 19 - это молитва за царя, выступающего со своим войском на войну, в то время, как псалом 20 - это хвала Богу за победу, которую Он даровал царю в сражении.

Автором псалма назван Давид. Время и место его написания нам не известны.

Наверное, большинство наших молитв состоят из просьб к Богу о защите, благополучии, прощении какого-то греха, дать то или иное, а не из благодарений за то, что Он уже сделал. Мы не жалеем времени на просьбы и очень кратки при выражении хвалы; мы просим много, а признаем, что получили, слишком мало. Этот псалом, написанный от души, переполненной благодарностью за дары Бога, - пример того, как сказать Богу спасибо.

Фоном для этого псалма служило, наверное, военное столкновение. Мысленно попытайтесь воссоздать эту сцену. На поле битвы улеглась пыль. Разбросанные всюду окровавленные мечи, сломанные копья и пробитые щиты говорят о том, что бой был жесток. Побежденное войско отступило со своими ранеными и погибшими восвояси. Победители, войско Израиля, под предводительством самого царя вернулись в Иерусалим, чтобы рассказать о том, как Бог дал им решительную победу. Внимательно перечитайте те строки, где сказано о реакции царя, его войска и народа. Празднование в городе больше напоминает богослужение, чем ликование по поводу успеха. Люди собираются вместе, чтобы воздать хвалу Тому, кто даровал им победу в этом сражении. Их радость выражается в чтении молитв или пении псалмов, подобных этому.

Когда победители израильтяне благодарили и восхваляли Бога, то за что они Его благодарили?

I. ЗА ТО, ЧТО ОН ОТВЕЧАЕТ НА ИХ МОЛИТВЫ (ст. 2, 3)

Во-первых, люди выражали благодарность Богу за то, что Он отвечает на их молитвы. Они обратились к Богу с просьбой, и Он ее удовлетворил. Бог дал им то, чего они желали всей душой и о чем сказано в псалме 19: Его рукой их воины разгромили врага. Ясно, что Бог услышал их молитвы, и они были благодарны.

«Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется. Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул» (ст. 2, 3).

Их царь уповал на Яхве, а не на превосходство лошадей и колесниц. Он получил избавление благодаря силе Господа, и он это знал. Победа пришла от Бога, а не благодаря умениям и доблести царя и его воинов. Поэтому царь радуется силе Бога, которую Он показал в них, и спасению (избавлению), которое Он им дал.

II. ЗА ЕГО БЛАГОДАТЬ (ст. 4-7)

Во-вторых, они благодарили Бога за Его обильную благодать. Бог не просто удовлетворил их просьбы, Он удовлетворил их щедро и с избытком.

«Ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота. Он просил у Тебя жизни,- Ты дал ему долгоденствие на век и век. Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие. Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостию лица Твоего» (ст. 4-7).

В ст. 4 идея заключается в том, что Бог вышел впереди Своего народа и выложил множество благословений. И людям надо было только подойти и взять то, что ждало их. Почему мы должны беспокоиться о том, что ожидает нас в будущем? Разве мы не осознаем, что Бог идет впереди Своих праведных, усыпая путь Свой божественными благословениями? Когда наступит завтра, мы обнаружим, что в нем уже побывал Бог со своею благодатью и драгоценными дарами.

Из псалма следует, что Бог, даровав царю эту победу, еще раз подтвердил его владычество. Золотой венец относится не к его физической коронации, а к духовной и практической. Этот символ передает идею о том, что Бог, отдавая Давиду в руки вражеский народ, как бы говорил ему: “Я короную тебя как Моего царя. Ты служишь Мне и Моему народу, и Я даю тебе эту победу в знак того, что Я принял тебя как Моего царя”.

Царь просил Бога сохранить ему жизнь, но Бог сделал для него гораздо больше: Он дал ему долгую жизнь. Он не только вывел царя невредимым из битвы, но и дал ему крепкую семью, известность и процветание. Бог сделал то, что было для Него характерно: Он дал больше, чем просили.

На более высоком уровне пророчества эти слова выходят за рамки жизни Давида и относятся к приходу Христа (Мессии) и духовного царства, которое Он установит (Деян. 2:30). Возможно, Давид связывал эти слова только с тем, что Бог дал ему долгую жизнь, благополучие и много потомков. Перед ним, наверное, забрезжили лишь последующие поколения, которые Бог пообещал во 2 Цар. 7:16. Однако реальная картина прихода Мессии, скорее всего, не была ясна ему, хотя это о Нем Святой Дух пророчествовал через Давида.

Облагодетельствование царя и его народа принесло величайшее счастье. Царь знал, что это присутствие Бога дало ему силы и поддержало его. Невыразимую радость доставляло Давиду находиться в присутствии Бога.

III. ЗА ЕГО НАДЕЖНОСТЬ (ст. 8-13)

В-третьих, люди благодарили Бога за Его надежность. То, что на Него можно положиться, является основанием нашей уверенности в завтрашнем дне.

«Ибо царь уповает на Господа и по благости Всевышнего не поколеблется» (ст. 8).

Дело царя - уповать на Бога. За то, что царь ориентировался на Бога и следовал за Ним, он получал многочисленные дары из рук Бога. Он видел, что Бог благословляет тех, кто доверяется Ему. Дело Бога - быть непоколебимо преданным тем, кто любит Его. Давид знал, как Бог относится к праведным. Бог всегда остается Богом благодати. Он никогда Себе не изменяет. Поэтому, по Божьей милости, у царя будет прочное положение. Царь хотел всегда быть с Богом, так как знал, что Бог никогда не предаст его.

«Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет ненавидящих Тебя. Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь. Ты истребишь плод их с земли и семя их - из среды сынов человеческих. Ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их. Ты поставишь их целию, из луков Твоих пустишь стрелы в лицо их» (ст. 9-13).

Они знали: чем Бог был для них в критические времена в прошлом, тем Он будет для них и в будущем. Победа, которую Он дал, была предоплатой тех побед, которые будут еще даны. Поэтому они уже теперь радовались победам (одержанных по могуществу Божьему) над всеми врагами, с которыми им еще предстояло встретиться. Они радовались уже сейчас будущим триумфам.

Образные выражения здесь показывают, как полно Бог расправится с теми, кто Ему противостоит. Ни один враг не окажется слишком сильным, чтобы Богу было невозможно его уничтожить, или слишком хитрым, чтобы Бог не мог его найти, или слишком ловким, чтобы скрыться от Него.

Противостоящие Богу погибнут, как в огненной печи. Господний судящий гнев окружит их, и они сгорят, как хворост в огне. Уничтожение, которое ожидает нечестивых, будет настолько полным, что на земле не останется даже их потомков. Для людей того времени отсутствие потомков было самым страшным несчастьем, какое только можно было представить себе. Другими словами, врагов Господа ожидает самое наихудшее.

Ни одно зло, задуманное против Бога, не будет успешно. Иногда будет казаться, что коварные планы врага близки к успеху, однако, в конце концов, их ожидает полный провал. Когда нечестивые уверенно движутся вперед к осуществлению своих злых намерений, Господь выпускает стрелы из своих луков, и им приходится отступить. Этот образ основан на использовании луков и стрел во время сражений и помогает передать картину войска, потерпевшего поражение и отступающего в укрытие. Однако этот образ предполагает, что нет такого безопасного места, где они могли бы укрыться. Гнев Божий поглотит их.

Все образы и параллелизмы нацелены на поэтическую передачу одной истины: как Господь уничтожит работу и жизнь тех, кто противостоит Ему. Имея учение Нового Завета, мы можем видеть за образными выражениями конечное наказание нечестивых в вечном аду. Кто бы ни боролся против Бога, он обречен на поражение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вспоминая, что Бог сделал для нас, мы можем быстро перейти к прекрасному пожеланию: да возвысится Яхве над всеми людьми земли и да признают Его все люди как Бога истинного. Говоря заключительными строками псалма:

«Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество» (ст. 14).

Этот псалом начинается и заканчивается словами восхваления Бога. Так же следует встречать и каждое событие в нашей жизни. Каждое проявление силы Господа возвышает Его.

Слова Давида учат нас после каждой нашей победы благодарить Господа за то, что Он сделал для нас. Каждый раз, когда собираемся вместе, мы можем радоваться победе над болезнью, преодолению финансового кризиса, эмоциональной травмы или благополучному избавлению от смерти. Перечисляя, за что мы благодарим, мы, возможно, захотим сказать вместе с Давидом: “Благодарим Тебя за то, что Ты ответил на наши молитвы, за Твою благодать и за Твою надежность”.

Получая дары от Бога, не забудьте попросить еще один дар: дар благодарного сердца.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД