"Так что же, опять в России ничего русского?
Пельмени китайские. Матрешки тоже.
Кремль итальянцы строили.
И лубок тоже не наш." - возмущался посетитель Музея русского лубка и наивного искусства после экскурсии, которую нам провела Татьяна Брызгалова, научный сотрудник музея.
Да, чувак.
Любофь к родным берёзкам и отрицание европейскости России это просто незание истории.
Родилась техника лубка или гравюры, в Китае в 8-9 веке, там же изобрели бумагу и технологию печати, затем оттуда пришла в 14 веке в Европу и только потом в 17 веке в Россию.
Но это ещё цветочки.
Оказывается, традиционные сюжеты изображавшиеся на лубочных картинках, тоже в основе переработанные китайские истории.
К примеру, знаменитая картинка, где мыши хоронят кота.
В нашем варианте мыши хоронят кота, он просыпается и всех съедает.
В раннем китайском варианте, совершается обряд женитьбы мыши.
Чтобы избавиться от мышей до сих пор этот обряд в Китае проводят. Типа, мышь женится и уходит жить к жениху из дома совершающего обряд.
Так вот, мыши гуляют, будят кошку, она всех съедает.
Или переработанная из чисто китайского сюжета.
Мальчик на петухе это одновременно пожелание наследника и пожелание счастья, т.к. произношение иероглифа счастье и петух созвучны.
В России это же изображение переосмыслили и на петуха посадили мужчину.
Это пародия на рейтаров, предтечи драгунов и их красивого и пышного облачения.
А китайского единорога цинь-линя превратили в рыбу-мелюзину.
Лубки печатали черно-белыми, затем в основном дети и пожилые раскрашивали вручную и продавали.
Самым дорогим цветом был синий, его на лубочных картинках практически не использовали.
Поэтому, кстати, фарфор из Гжели был таким престижным.
На заимствовании технологии и сюжетов цветочки заканчиваются и начинаются ягодки.
Эта мысль настолько была на поверхности, что когда я её услышал, поразился этому.
Воистину, труднее всего увидеть то, что перед самым носом и постичь, то что абсолютно очевидно.
Так вот, я про комиксы и супергероев.
"Оградить детей", "американская зараза", "недостойный родины пушкинских сказок примитив" оказался исконно русским жанром.
История рассказаная на одной странице лубочного листка это ведь в чистом виде комикс.
Буквально сотни лет наши предки с помощью лубков-комиксов не просто узнавали о происходящем в мире, они Библию так изучали.
А супергерои.
Разве Конек-горбунок, Серый волк, Баба-яга, Садко, Илья Муромец и прочие Крошечки-хаврошечки не обладали супер-способностями?
Эти архетипы, героя, матери, принцессы, отца, стихии, развития, борьбы, змеи, Бога и т.д. присущи всем культурам мира.
Именно поэтому, не только в России, а по всему миру жанр комиксовой супергероики очень популярен.
На этом мои открытия не закончились.
Астрология и знаки зодиака.
Я и правда думал, что это пришло в Россию в 90-е с китайскими товарами и журналом "Путь к себе".
Но нет.
Вполне себе классический лубочный календарь, даже год начинается с весны, т.е. ещё допетровских кондовых времён.
И что?
Так вот они, месяцы посвященные знакам зодиака.
Или вот на этой картине.
Т.е. знали и ничего, русскость от этого не пострадала.
Это всё уже многие столетия часть нашей культуры. Наша исконная культура. Комиксы. Супергерои. Астрология.
И даже ютюб и я не побоюсь этого слова, тикток.
Раньше всё это называлось раёк, типа маленький рай.
Лубочные картинки наматывали на барабан.
Человек смотрел в специальное окошечко, мужик-раёшник рассказывал и крутил ручку, картинки менялись, люди радовались.
Это не то же, чем сейчас занимаются люди на работе и в метро, залипая в телефоне?
Были даже котики.
Вот, например, Кот Казанский.
Он уже был упомянут сегодня. Его "погребали" мыши.
Вообще же это большая история о Екатерине Великой и эрмитажных котах, завезённых по указу из Казани.
До сих пор их потомки ловят мышей в главном музее России.
Но и это ещё не всё.
Одним из сюжетов лубка была первая и единственная женщина-адмирал русского флота Ласкарина Бубулина, в народе именуемая Бобелина.
Я ничего об этом вообще не слышал.
Её история это тема отдельной статьи.
Вот так вот небольшая комната в небольшом музее может вызвать массу удивления.
Но это была только первая часть экспозиции.
Вторая часть рассказывала о художнице Галине Голубевой и её работе над мультфильмом "А как наши космонавты..."
Прекрасен сам мультик, получивший множество наград, саундтрек в исполнении бабушки Марии Тимофеевны Яковенко из Белгородской области и работа художницы, начиная с раскадровок и заканчивая готовыми макетами и картинами.
Третья часть экспозиции посвящена творчеству художников наивистов "Искусство смелых".
Не имея профессионального художественного образования, работая в обычной жизни водителями, механиками, колхозниками, некоторые вообще большую часть жизни проведя в психлечебнице, художники творят, выставляются, продаются, получают мировую славу.
Пишут однако не для этого, а для того, чтобы удовлетворить жажду творчества.
Получается и правда неплохо, есть картины, которые я бы повесил у себя.
Чем-то они напоминают мне меня.
Я пишу свои заметки для того, чтобы структурировать память и для близких людей, знакомых, друзей.
Если ещё кому-то нравится, это прекрасно, но это не самоцель.
Вот такой интересный был визит в этот небольшой музей.
Пока писал пост дважды прослушал Русский альбом Аквариума