Найти тему
МОСКВА В ШКАТУЛКЕ

Музей наивного искусства и русского лубка. Бубулина, Мезюлина и Кот Казанский.

"Так что же, опять в России ничего русского?

Пельмени китайские. Матрешки тоже.

Кремль итальянцы строили.

И лубок тоже не наш." - возмущался посетитель Музея русского лубка и наивного искусства после экскурсии, которую нам провела Татьяна Брызгалова, научный сотрудник музея.

Да, чувак.

Любофь к родным берёзкам и отрицание европейскости России это просто незание истории.

Родилась техника лубка или гравюры, в Китае в 8-9 веке, там же изобрели бумагу и технологию печати, затем оттуда пришла в 14 веке в Европу и только потом в 17 веке в Россию.

-2

Но это ещё цветочки.

Оказывается, традиционные сюжеты изображавшиеся на лубочных картинках, тоже в основе переработанные китайские истории.

К примеру, знаменитая картинка, где мыши хоронят кота.

-3

В нашем варианте мыши хоронят кота, он просыпается и всех съедает.

В раннем китайском варианте, совершается обряд женитьбы мыши.

-4

Чтобы избавиться от мышей до сих пор этот обряд в Китае проводят. Типа, мышь женится и уходит жить к жениху из дома совершающего обряд.

Так вот, мыши гуляют, будят кошку, она всех съедает.

Или переработанная из чисто китайского сюжета.

Мальчик на петухе это одновременно пожелание наследника и пожелание счастья, т.к. произношение иероглифа счастье и петух созвучны.

-5

В России это же изображение переосмыслили и на петуха посадили мужчину.

Это пародия на рейтаров, предтечи драгунов и их красивого и пышного облачения.

-6

А китайского единорога цинь-линя превратили в рыбу-мелюзину.

-7
-8

Лубки печатали черно-белыми, затем в основном дети и пожилые раскрашивали вручную и продавали.

Самым дорогим цветом был синий, его на лубочных картинках практически не использовали.

Поэтому, кстати, фарфор из Гжели был таким престижным.

На заимствовании технологии и сюжетов цветочки заканчиваются и начинаются ягодки.

Эта мысль настолько была на поверхности, что когда я её услышал, поразился этому.

Воистину, труднее всего увидеть то, что перед самым носом  и постичь, то что абсолютно очевидно.

Так вот, я про комиксы и супергероев.

"Оградить детей", "американская зараза", "недостойный родины пушкинских сказок примитив" оказался исконно русским жанром.

История рассказаная на одной странице лубочного листка это ведь в чистом виде комикс.

Буквально сотни лет наши предки с помощью лубков-комиксов не просто узнавали о происходящем в мире, они Библию так изучали.

-9

А супергерои.

Разве Конек-горбунок, Серый волк, Баба-яга, Садко, Илья Муромец и прочие Крошечки-хаврошечки не обладали супер-способностями?

Эти архетипы, героя, матери, принцессы, отца, стихии, развития, борьбы, змеи, Бога и т.д. присущи всем культурам мира.

Именно поэтому, не только в России, а по всему миру жанр комиксовой супергероики очень популярен.

На этом мои открытия не закончились.

Астрология и знаки зодиака.

Я и правда думал, что это пришло в Россию в 90-е с китайскими товарами и журналом "Путь к себе".

Но нет.

Вполне себе классический лубочный календарь, даже год начинается с весны, т.е. ещё допетровских кондовых времён.

-10

И что?

Так вот они, месяцы посвященные знакам зодиака.

Или вот на этой картине.

-11

Т.е. знали и ничего, русскость от этого не пострадала.

Это всё уже многие столетия часть нашей культуры. Наша исконная культура. Комиксы. Супергерои. Астрология.

И даже ютюб и я не побоюсь этого слова, тикток.

Раньше всё это называлось раёк, типа маленький рай.

-12

Лубочные картинки наматывали на барабан.

Человек смотрел в специальное окошечко, мужик-раёшник рассказывал и крутил ручку, картинки менялись, люди радовались.

Это не то же, чем сейчас занимаются люди на работе и в метро, залипая в телефоне?

Были даже котики.

Вот, например, Кот Казанский.

-13

Он уже был упомянут сегодня. Его "погребали" мыши.

Вообще же это большая история о Екатерине Великой и эрмитажных котах, завезённых по указу из Казани.

До сих пор их потомки ловят мышей в главном музее России.

Но и это ещё не всё.

Одним из сюжетов лубка была первая и единственная женщина-адмирал русского флота Ласкарина Бубулина, в народе именуемая Бобелина.

-14

Я ничего об этом вообще не слышал.

Её история это тема отдельной статьи.

Вот так вот небольшая комната в небольшом музее может вызвать массу удивления.

Но это была только первая часть экспозиции.

Вторая часть рассказывала о художнице Галине Голубевой и её работе над мультфильмом "А как наши космонавты..."

Прекрасен сам мультик, получивший множество наград, саундтрек в исполнении бабушки Марии Тимофеевны Яковенко из Белгородской области и работа художницы, начиная с раскадровок и заканчивая готовыми макетами  и картинами.

-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23

Третья часть экспозиции посвящена творчеству художников наивистов "Искусство смелых".

Не имея профессионального художественного образования, работая в обычной жизни водителями, механиками, колхозниками, некоторые вообще большую часть жизни проведя в психлечебнице, художники творят, выставляются, продаются, получают мировую славу.

-24
-25

-26
-27
-28
Вышитое полотно
Вышитое полотно

Пишут однако не для этого, а для того, чтобы удовлетворить жажду творчества.

Получается и правда неплохо, есть картины, которые я бы повесил у себя.

-30
-31

Чем-то они напоминают мне меня.

Я пишу свои заметки для того, чтобы структурировать память и для близких людей, знакомых, друзей.

Если ещё кому-то нравится, это прекрасно, но это не самоцель.

Вот такой интересный был визит в этот небольшой музей.

Пока писал пост дважды прослушал Русский альбом Аквариума