Найти в Дзене
Пишу, писала, буду писать.

Полынь да лебеда 2.

Фото с семейного архива.
Фото с семейного архива.

После прочтения ваших комментарий, я много думала о судьбах наших деревень.

Так в чём же причина?

Больше половины жизни я жила в своей деревне. Вышла замуж за соседского парня, дети у нас там родились и выросли. Работала в колхозе, было своё хозяйство огромное. Со временем в начале нулевых, колхоз распался, родители были рады, что успели выйти на пенсию.

Но никто из родителей не хотел, чтобы их дети остались в деревне и продолжали их труд, там где они родились. Где уже не было медпункта, ни магазина, ни начальной школы. Где не часто чистились дороги зимой. Были желающие выкупать бывшую молочно-товарную ферму, даже вокруг вспахали землю. Но не дали, районное руководство не разрешил. Ферму разобрали по частям, школу тоже разобрали, медпункт был в здании школы. В магазин за продуктами ходили в соседние деревни. Которые находилось в пяти километрах от нас. Школа тоже была там. Пару раз приезжала автолавка с продуктами и кормом для животных. В деревни большинство были пенсионеры, а те которые не успели выйти на пенсию вынуждены были ходит в соседнюю деревню, где ещё некоторым можно было найти работу. А те которые не хотели найти себе работу, так и "пропали". Кто спился, кто что. Так приближался конец. Конец жизни деревни, у которой была почти трёхсот летняя история в летописи.

Всё произошло из-за нашей не дальнозоркости. Нам казалось тогда, что так и будет продолжаться. Даже не думали о распаде СССР, о распаде колхозов и совхозов. О разрухе и распаде в таком масштабе.

Да, я предала свою малую родину, мои дети предали. Мы все предали.

По обстоятельствам моей судьбы, после развода, я уехала в город. Родители умерли, в деревне у меня никого не осталось, затем я переехала вообще в другой регион.

Кто виноват? На этот вопрос по-разному можно отвечать.

Система? Да система тоже виновата. Виноваты руководители, которые допустили этого. Невыгодно было им вложиться в маленькие деревушки. Невыгодно им стало поля обработать, заниматься производством мясо и молоко.

Невыгодно стало держать медпункт в деревни, где в основном жили пенсионеры, отработавшие всю жизнь в колхозе, дети войны.

(Когда мама болела, я на такси ездила в районный центр за лекарствами. Если с утра вызываешь скорую, то он приедет к вечеру. Потому что их в районе сократили. А у мамы был рак четвёртой стадии. В жизни не ставила уколы, а тут пришлось научиться самой.)

Они выращивали зерно, они производили молоко, они трудились от зари до заката. У них не было отпусков, они не ездили на моря. Просто жили и трудились, получали ордена и медали. Даже когда болели и то шли на работу, потому что их ждали на ферме коровы, их ждали на полях. Надо было выполнять планы, социалистические обязательства.

У них была своя мера счастья, они были счастливы по своему. Мои родители ушли, довольные жизнью. (Может что-то просто недоговаривали.)

Виноваты мы сами, в том что не пытались, да, даже не пытались что-либо делать., отстоять. В этом наверное наша ошибка.

Говорят:- "Родина там, где жопе тепло". Может оно и так. Это раньше было, где родился, там и пригодился. А нынешнее поколение думает по другому. Они действуют по обстоятельствам. Нет такого закона, раз ты родился здесь и умереть должен здесь. Да, ошибок совершаем мы много, теперь уже не исправить.

Нет обратной дороги туда, откуда мы начали. Где закончиться этот путь, тоже не знаем. Потому что нет гарантии на благополучие завтрашнего дня. Не совсем получается строить конкретные планы на будущее.

Сниться нам деревня так, как была раньше, сниться дом родной в былой красоте. Детям тоже запомнилась именно те моменты, когда они были счастливы в той земле где родились и делали первые шаги.

Но не смогли мы уберечь свою малую родину, в этом мы виноваты. Не хватило смелости, духа. Не получилось у нас продолжить историю деревни...

Фото с семейного архива.
Фото с семейного архива.