Совсем скоро начало нового учебного года. Сколько тёплых слов будет сказано. Когда проходил через это первые разы, казалось: так здорово! Прошло несколько лет, и сейчас отношение немного поменялось. Всё чаще начинает казаться, что это просто попытка администрации поднять настроение и немного замотивировать на работу.
Такой скепсис с моей стороны вряд ли связан с эмоциональным выгоранием, не должно быть его пока, да и по симптомам не сходится. Скорее всего с годами пришло понимание, что сколько бы хорошего не говорили, реальность какой была, такой и осталась. Что-то я в сторону ушёл. Давайте по порядку.
Про престиж. Простыми словами, престиж профессии – это оценка профессии обществом. Профессия учителя относится к престижным. Ну или нам так говорят. На фоне тех новостей в СМИ, всё меньше получается в это верить. Интересна и позиция нашей администрации, не школьной (она адекватная), а департамента. Там всегда, когда поднимают какую-то насущную проблему, ответ простой: вам оказана великая честь нести светлое и доброе… Так-то оно так, только вот проблемы от этого не решаются.
Чтобы не быть голословным, давайте немного конкретики добавим. К показателям престижности относятся:
1) Уровень дохода. Не могу судить о столичных городах, живу в провинции. У нас зарплаты до средних по региону не дотягивают. Значительно так не дотягивают. Ставка педагога первой категории ниже прожиточного минимума. Я уже писал о том, что в ряде сомнительных сфер зарплаты и то выше. Когда студентом был, стипендию больше получал.
2) Социальный статус. Неоднократно был свидетелем разговоров родителей с учителями. Иногда такие речи со стороны родителей услышишь; понимаешь, никакого статуса у нас нет. Но вообще вещь крайне субъективная. Оценить сложно. Давайте просто согласимся, что статус у нас высокий.
3) Стабильность. И да, и нет. Нет, потому что текучка большая. Приходят молодые педагоги и редко задерживаются больше, чем на год. Да, потому что никто не боится, что уволят, так как сильный кадровый голод.
4) Перспектива карьерного роста. Не математик, так что посчитаю, как могу (понимаю, что криво и притянуто за уши). В школе 80 педагогов, з них 4 завуча и один директор 5/80=0,625. Понятно, что кто-нибудь уйдет в департамент работать. То есть, вероятность того, что именно ты пойдешь вверх по карьерной лестнице примерно 1%. Конечно стоит учитывать, что есть выдающиеся учителя и трудяги, которые имеют шансы повыше, но и административные стулья пустеют редко. Можно ли это считать перспективами, сказать сложно.
5) Востребованность в будущем. Наверное, ничего не поменяется в ближайшие десятилетия. Но кто его знает? Недавно читал об эксперименте, где вместо учителей были компьютеры. Программа показывала слайды со звуковым сопровождением. Результаты (учеников) вроде были выше средних, если верить организаторам.
Ещё одна фраза, которую часто стал замечать: «Вы же учитель!». Звучит как приговор, как клеймо. Ученик что-то спрашивает. В ходе разговора уходим куда-нибудь далеко в философию. Я останавливаюсь и честно говорю, что данной личности / проблемы / идеи не знаю (невозможно знать всё, хоть и стараюсь). А он мне: «Ну как так, Вы же учитель!». И от родителей тоже самое. Да что там, от жены те же фразы пошли. То одеть нельзя, так говорить нельзя. Я ей вообще как-то в шутку говорю, пойду в супермаркет тележки катать. А чего? Зарплата та же, если не выше. Нервов никаких, ответственности тоже. А она: «Разведусь!».
Так что коллега, если вы читаете эту статью, то будьте позитивны: «Вы ведь учитель!».
Спасибо за прочтение!
Присоединяйтесь к каналу, много ещё чего обсудим.