Утерянный венгерский хоррор, в котором первый раз на экране появляется самый известный вампир. Или не появляется. Или не вампир.
В начале 1921-го года в венгерской прессе появились заметки об идущей полным ходом экранизации известного романа Герберта Уэллса "Дракула". Если тебя сейчас что-то напрягло, то погоди ругаться. Это не я такой неуч, это для журналистов Восточной Европы в то время не было особой разницы между Стокером и Уэллсом. Работу возглавлял известный деятель венгерского немого кино Карой Лайтай. В 1920-ом он заручился поддержкой производственной студии "Лапа" и арендовал павильон в Будапеште для съёмок картины под кодовым названием "Дракула". По воспоминаниям современников Лайтай был весьма амбициозным и настойчивым человеком, компенсируя недостаток таланта умением пускать пыль в глаза. Видимо, поэтому в конце 20-го года он делает несколько громких заявлений и переносит всё производство в Вену. Этот шаг стал определяющим для выбора съёмочной группы и актёров. На роль Дракулы был выбран один из самых известных актёров Австрии, харизматичный Пауль Асконас. Главную женскую роль исполнила гораздо менее известная Магрит Люкс.
Съёмки на натуре прошли в Вене, а вот сцены в помещениях, несмотря на пафос режиссёра, снимали в павильонах Будапешта. Управились за три месяца, после чего потребовалось немного времени на монтаж. Сперва премьера фильма прошла в столице Австрии в 1921-ом году. Это удалось установить благодаря найденному сравнительно недавно рекламному бюллетеню. Успехом, несмотря на шумную рекламную компанию, фильм похвастать не мог. Возможно именно поэтому показ в Венгрии было решено отменить. Однако режиссёр, судя по воспоминаниям актрисы Марии Сепеш, был весьма охоч до лёгкой прибыли. Поэтому в 1923-ем, после оглушительного успеха ленты Мурнау "Носферату, симфония ужаса" картина была слегка переделана и повторно выпущена в прокат, на этот раз с "премьерным показом" в Будапеште. Из-за такого безобразия в большинстве каталогов до 90-ых годов прошлого века картина значилась лишь второй попыткой протащить Дракулу на экраны кинотеатров. Так о чём же был таинственный утерянный фильм? Сюжет удалось восстановить благодаря найденной книге 1924-го года. "Номер Шестой в серии кинокниг" был официальной новеллизацией ленты Лайата. Далее следует её пересказ.
Мэри живёт одна-одинёшенька в маленьком деревенском домике. Она работает швеёй не покладая рук, чтобы содержать в психиатрической лечебнице больного отца. Единственный, кто хоть как-то помогает девушке, влюблённый в неё дровосек из соседней деревни. Однажды, прямо на Рождество, когда они вместе молились, почтальон принёс письмо из клиники о том, что здоровье отца резко ухудшилось и необходимо как можно скорее приехать. Юноша запряг сани и повёз любимую в город. К рассвету они оказались прямо перед страшным зданием больницы. Распрощавшись с женихом, девушка встретилась с лечащим врачом отца Тиллнером. Тот повёл Мэри через внутренний двор, где они встретили странного человека, закутанного в плащ, в котором девушка узнала шарманщика, учившего её петь. Однако теперь мужчина считает себя бессмертным правителем Дракулой. Мэри испугалось перемены, произошедшей с её знакомым. Заметив такую реакцию девушки, Тиллнер отвёл её в отдельный кабинет и удалился, чтобы подготовить умирающему отцу отдельную палату для прощания с дочерью. В этот момент героиня подверглась нападению двух фальшивых врачей, которые попытались вырезать ей глаза. Вовремя подоспевшие санитары спасли девушку, но из-за произошедшего она не в состоянии была уехать домой и осталась ночевать в больнице.
Посреди ночи в её комнату явился сам Дракула и утащил девушку в ужасный замок. Путь занял несколько часов, и вот перед Мэри предстало величественное инфернальное здание. Несмотря на протесты героини и попытки вырваться, Дракула безапелляционно заявил, что завтра они поженятся и она присоединиться к его двенадцати жёнам. Сказав это, он скрылся от лучей солнца, оставив девушку одну в незнакомом месте. Весь день она пыталась сбежать, но дьявольская сила удерживала пленницу в замке. На следующий вечер, как только появился Дракула, началась чудесная и страшная свадебная церемония. Прямо перед завершающим поцелуем Мэри выставила перед собой свой крест, который носила на шее. Жених отшатнулся, и невеста сумела вырваться из его объятий и выбежать в темноту через замковые ворота.
Девушка бежала по снегу, пока не упал без чувств. На рассвете её обнаружило доброе семейство и перенесло в свой дом. Один из них поехал в город за врачом, а остальные сидели у постели бредившей девушки. Внезапно в дверях появился Дракула и представился доктором из психиатрической клиники Он сообщил, что Мэри - его пациентка и представляет опасность для окружающих. К счастью, вскоре появился настоящий врач и опроверг слова нечисти. Тому ничего не оставалось, как удалиться. Позже, в дверях появился странный человек и сообщил, что на строительной площадке произошел несчастный случай и требуется срочная помощь. Доктору ничего не оставалось, кроме как поехать с незнакомцем. Дракула же не собирался оставлять свою невесту и явился к ней во сне, когда все в доме уснули. От его чар лампа, в которой теплился огонёк, упала на пол, и деревянный дом вспыхнул. Мэри же смогла выбраться из огня и вновь побежала по снегу в ночь.
В этот момент Мэри просыпается в кабинете психиатрической клиники. Разумеется, это всё был лишь кошмар, навеянный ужасными событиями прошлого дня. Однако же страх перед Дракулой не отпускает её. В это же утро на прогулке во внутреннем дворе больницы один из больных где-то нашёл заряженный револьвер. Сошедший с ума шарманщик, мнивший себя бессмертным Дракулой, потребовал выстрелить в него, дабы доказать, что он именно тот, кем себя считает. Пуля вошла прямо в сердце и убила нечастного. В то же время возлюбленный Мэри приехал за ней, чтобы отвезти домой.
Вот такая история редкая, где закончилось всё хорошо. Как можно заметить по "гениальным" сюжетным ходам, позаимствованным из многих популярных проектов того времени, и кое-как слепленным вместе, Лайтай действительно не сильно заботился о художественной ценности картины. Хотя оценить её по достоинству мы не можем. Всё, что осталось от картины, можно увидеть в статье. Два кадра, фото актёра в гриме и афиша. Несколько рекламных открыток не в счёт. На них исключительно восторженный текст, призывающий немедленно забронировать места на предстоящие сеансы. Одно время ходили слухи, что в венгерском киноархиве сохранилась копия ленты, но позже выяснилось, что это короткометражка, снятая в конце 20-ых уже по рассказу, а не оригинальное произведение. В 1922 году Фридрих Мурнау изменил имена героев, чтобы не попасть под суд, и выпустить легендарный фильм на экраны. Лайтай же, наоборот, для рекламы вписал персонажа Стокера в сюжет, не имеющий никакого отношения к вампирам. Но одно можно сказать наверняка: Бела Лугоши видел "Смерть Дракулы", так как дружил с автором литературной адаптации. Кто знает, может быть, именно поэтому в каноничном образе кровопийцы, который актёр представил в 1927-ом году для бродвейской постановки, отсутствуют длинные седые усы.
Подписывайтесь, комментируйте, а если репост в социальных сетях сделаете, то вообще огромное спасибо.