"Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас — это чернорабочий... . Он голоден, забит, запуган возможностью потерять кусок хлеба. А нужно, чтобы ... признавали в нем силу, достойную внимания и уважения, чтобы никто не смел орать на него… унижать его личность, как это делают у нас все: урядник, богатый лавочник, поп, становой, попечитель школы, старшина и тот чиновник, который носит звание инспектора школ, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном исполнении циркуляров округа".(А.П.Чехов)
Это было написано А.П.Чеховым еще в 1902 году. Прошло 119 лет. Что изменилось?
в 2016 году Счетная палата опубликовала данные. Учитель гимназии (старших классов) получал в 1913 году 85 рублей ежемесячно, что равнялось на 2016 год 128 тысячам сегодняшних рублей. Слесарь зарабатывал в среднем 56,8 рубля (85 981 рубль), красильщик - 27,9 рубля (42 234 рубля), а чиновник среднего класса - 62 рубля (93 853 рубля). Самые большие зарплаты получали тогда высокие военные чины - жалованье полковника в пересчете на наши деньги составило бы почти 500 тысяч рублей ежемесячно.
Средняя годовая зарплата земского учителя в более ранние года, например в 1896 году, составляла 270 руб. и также превосходила зарплату высококлассного рабочего - 187 руб.
В Москве и Санкт-Петербурге зарплаты учителей были еще выше, соответственно 300 и 480 рублей, и шли прибавки за стаж.
Ну, на рабочих в нынешнее время ориентироваться нечего, так как у некоторых бизнесменов рабочий трудится за МРОТ, а вот, если сравнить с чиновниками: 128 тысяч рублей и 500 тысяч рублей в пересчете на наши деньги, это почти в 4 раза. А сейчас эта разница как минимум превышает десятикратный размер.
По данным однодневной переписи 1911 г., средний размер заработной платы городских учителей составлял 528 руб. в год, учительниц - 447 руб., сельских учителей - 343 руб., учительниц - 340 руб.
И это был только основной оклад, потому что многие земства выплачивали пяти- или десятилетние прибавки (по 10% от оклада или больше). Подобные прибавки также выплачивались учителям и городских начальных школ.
Так что по сравнению с нынешним учителем, дореволюционный - был богачом.
Правительство и дальше собиралось поднимать уровень жизни учителя, собираясь повысить минимальное учительское жалованье до 480 рублей, но помешала Первая мировая война.
И то, что Чехов говорил, что учитель голоден, мы видим, что это не соответствует истине, точно так же как и то, что учитель не пользовался авторитетом, и все могли орать на него. Антон Павлович просто не знал, что будет дальше.
А дальше была Гражданская война, и кто был ничем, тот стал всем.
В 1925 году высококвалифицированный учитель зарабатывал 45 рублей в месяц, а школьный дворник 70 рублей. Вот это уже «показатель» оценки учительского труда. К тому же ученики вообще не уважали учителей и называли их «шкрабами», от слова школьный работник, и даже могли уволить их (по решению школьных органов самоуправления).
Общественные поручения с 20-х годов у учителей: пропаганда займов индустриализации, хлебозаготовок, сельскохозяйственного налога, создания семенного фонда, затем коллективизации, выполнение функций избачей в избах-читальнях. Это никак не оплачивалось
Учебная программа проходила строгую цензуру. Были под запретом Достоевский, Тургенев, Толстой, Фонвизин, взамен вовсю пропагандировались пролетарские писатели. Под запрет попали многие сказки. Например «Конька-горбунка» посчитали порнографией. Весь учебный процесс был подчинен идеологии, и ни о каком авторитете учителя речи быть не могло. Именно отсюда берут корни обесценивания учительского труда, которые дают ростки и по сей день.
В 1931 году государство поменяло курс, и учитель формально был наделен беспрекословным авторитетом. Дискуссии были запрещены, основа учебы стало заучивание учебного материала.
В 30-х годах быт сельских учителей был тяжелым и неустроенным, в школах отсутствовала материальная база. Появился термин: педагогический брак»: неуспеваемость и второгодничество. Чтобы избежать этого брака, учителя занимались приписками и исправлению низких оценок на высокие. Ученики заранее получали тексты диктантов или экзаменационные билеты. Заработная плата учителя в 30-х годах была 105 рублей. Зарплата сельских учителей была меньше. Прославление товарища Сталина на уроках было обязательным.
Ничего не меняется. Только теперь ЕГЭ и подтасовка результатов. Куча бумажной волокиты.
И СТРАХ.
Все уходит корнями в далекое прошлое. История неоднократно переписывается, и учитель должен постоянно держать "нос по ветру", ВСЕ ВРЕМЯ ПОДЛАЖИВАЯСЬ ПОД НОВЫЕ РЕАЛИИ. Тут уж не до принципиальности. Ни одни выборы без учителей не обходятся.
С середины 30-х и почти до начала 80- годов школа представляла из себя систему с жесткими стандартами, строгой воспитательной системой.
Но большинство выросших в советское время, несмотря на то, что учитель был зависим от власти и руководства сверху, с любовью вспоминают школу и своих первых учителей. Большинство, но не все.
УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ.
60-70-ые годы. Ребенок идет в школу в первый класс, и большинство читать не умеют. Но одна девочка уже в 5 лет бегло читала. И когда она по заданию учителя прочитала текст, но вместо похвалы на нее был выплеснут ушат злобы и желчи, что, мол, нечего "выпердриваться", читай как все дети, по слогам. Девочка не понимала, в чем ее вина. И пытаясь понравиться учительнице, в следующий раз сказала, что не выучила урок, за что была обласкана и оставлена со всеми неуспевающими после уроков. Она стала такой как все, и это принесло учительнице радость. Учительнице нужна была серая управляемая масса. Эта учительница била детей указкой, заставляла в наказание стоять целый урок со сложенными над партой руками, так. Так что дети падали в обмороки.
Были у нее и любимчики. Конечно, не дети работяг, хотя большой разницы в материальном благосостоянии тогда не было.
У НЕЕ БЫЛА ВЛАСТЬ, ВЛАСТЬ НАД ДЕТЬМИ.
И работу она свою, думается, не любила, Ее дочка, по собственному признанию, была самым несчастным человеком, потому что, когда вымотанная мать приходила из школы, она всю свою злобу вымещала на ней.
Другие девочки рассказывали, что просто счастливы были, когда они закончили 8-й класс, и ушли в ПТУ и техникумы. Потому все их годы в школьных стенах их преследовали постоянные унижения и придирки: «ты тупая», «ты жирная, нужно меньше есть пирожков», так говорила еще одна учительница. Как сейчас видится - серая последственность, державшаяся в школе за счет своей подруги, которая была директором школы.
Все это имело место быть.
Но были и другие учителя, которых дети любили, помнили, и после школы никогда не забывали.
А сейчас времена поменялись снова, КАЧНУВШИСЬ, КАК МАЯЯТНИК В ОБРАТНУЮ СТОРОНУ.
Нет уже такой власти над детьми. И ЭТО ХОРОШО. Но учитель опять стал бедный, старшеклассницы одеваются лучше своих наставниц. Доброе, Вечное уже не прививается, потому что вокруг совершенно другая действительность и на ядовитой почве добрые семена не всходят.
Бытует мнение, что в профессию учителя идут неудачники. За нищенскую зарплату нужно угодить всем: и начальству, и родителям, и к детям найти подход, да еще бумажной работы выше крыши.
Учитель – это диагноз, потому что нормальный человек учителем работать не пойдет, таково мнение многих учителей. Останавливает привычка. Как лошадь, которая тянет воз, и не представляет себе другой жизни.
Тем более, педагогический коллектив, в основном, женский. Какой мужчина пойдет работать учителем? Мужчина-учитель - вымирающий экземпляр. В женском коллективе царят интриги, зависть.
Родители сейчас склочные, пытаются подловить учителя на промахе. Дети все со смартфонами, чуть что, выложат в интернет. С одной стороны это хорошо, а с другой стороны быть под постоянным прессингом и учить - сложно.
Беда школы с начала советской эпохи – политическая составляющая, пропитавшая школьные стены.
Учитель должен учить предметам. А воспитывать? Ну как можно воспитывать, если воспитывает семья и улица.
И все эти прелести за зарплату в 30 тысяч с премиями и стимулами, в сельских школах и того меньше.
Учителя – обычные люди, не нужно требовать от них чтобы они были идеалом. Слово учитель – не значит святой и всезнающий.
Сейчас учитель забит, беззащитен, от руководства сверху, от родителей и детей со смартфонами, как в 20-е годы, шкраб.
Только любовь может спасти профессию учителя, любовь к детям, и осознание всеми нами, что учительский труд нужно уважать. И самоуважение учителей самих себя. Примеры этому, когда учителя массово отказывались от вакцинации, и они побеждали. Потому что, если ты не уважаешь себя сам, позволяешь кривить душой, дети ведь все чувствуют, кто будет уважать тебя?