По данным Росстата, среднегодовой рост реального ВВП в 2013–2020 годах составил около 0,5%.
Статистический шум, не больше.
Что же делать?
По мнению почётного профессора Высшей Школы Экономики, рецептами для ускорения экономического роста являются инвестиции в человеческий капитал — образование и здравоохранение.
А что говорят настоящие экономисты?
Мне очень понравилась следующая история:
Эстонские коллеги рассказывали мне, как в разгар триумфа, последовавшего за падением Берлинской стены, первые консультанты из Всемирного банка, прибывшие в Эстонию, порекомендовали ей закрыть свои университеты. В будущем, объяснили они, Эстония будет иметь сравнительное преимущество и специализироваться в таких видах экономической деятельности, для которых высшее образование не потребуется.
Над некомпетентностью экспертов Всемирного Банка можно смеяться, но ещё большей оказывается в конечном итоге некомпетентность "эстонских коллег". Не закрыть свои университеты у них шариков всё-таки хватило, а вот создать в стране условия, при которых выпускники этих университетов будут востребованы в Эстонии, а не за границей, они не подумали.
Эрик Райнерт подытоживает так:
Говорят, что образование — это ключ к повышению благосостояния в странах третьего мира. В странах вроде Гаити, которые специализируются на отвёрточной сборке и локализации, т. е. находятся в технологическом тупике, повышение образованности населения не поможет увеличить его благосостояние, так как нет спроса на квалифицированный персонал. Образование будет для гаитян ключом не к повышению благосостояния, а к увеличению оттока квалифицированной рабочей силы из страны. Стратегия развития образования может быть успешной ТОЛЬКО В КОМПЛЕКСЕ С ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКОЙ, при которой квалифицированные специалисты востребованы внутри страны, как это произошло в Китае и Южной Корее. По моему опыту, образованных гаитян легко найти среди франкоговорящего населения Канады, где они работают водителями такси. Около 82% врачей с Ямайки работают за рубежом. 70% жителей Гаяны, имеющих университетское образование, работают за пределами страны. Больницы Северной Америки переманивают медсестер из бедных стран, таких как Тринидад.
Соответсвенно, история про наших эстонских друзей имеет следующее продолжение:
Хотя сегодня вы не услышите ничего подобного ни от одного экономиста из Всемирного банка и эстонцам ситуация вовсе не показалась забавной (их Тартуский университет был основан еще в 1632 году), в этой рекомендации присутствовали реализм и честность, которые были с тех пор утрачены. Мировые финансовые организации подчеркивают важность образования, но не собираются поддерживать образование промышленной политикой, которая создаст спрос на людей с высшим образованием. Они ухудшают финансовое бремя бедных стран, заставляя их финансировать образование людей, которые смогут устроиться на работу только в богатых странах.
Казалось бы заменить Гаити на Россию, гаитян на россиян, и Эрик Райнерт пишет прямо про нашу страну.
Можно ещё по-другому объяснить.
Вот у нас самая главная авиакомпания страны, Аэрофлот, считает себя VIP и новыми российскими аристократами. Почему? Потому что им дана исключительная привилегия преклоняться перед бетоном, по которому проехало колесо самолёта с надписью "мадэ ин". И если кто-то из отечественных производителей посмеет на эту священную привилегию покушаться, они сделают всё возможное, чтобы этот производитель сам пожалел о том, что связался с Аэрофлотом. Kак и произошло с ГСС.
Чего можно ожидать от увеличения "инвестиций в образование", о которых мечают эксперты Высшей Школы Экономики? Только того, что больше российских выпускников МАИ немедленно свалят за границу работать в Боинге, Аирбасе, Роллс Ройсе, GE, Thales. Hу или устроятся в "московский филиал Боинга" работать на конкурентов российского авиапрома.
А "научные исследования" наших экспертов ВШЭ так и останутся маниловскими мечтами:
«Если мы становимся более конкурентоспособными, прорываемся на внешний рынок, то спрос становится бесконечен, - проясняет глава Счетной палаты. - Нужно, чтобы у нас были те товары, которые вдруг захотели бы купить во всех странах, как «айфон». Мы должны что-то для мира создать. Тогда экономический рост теоретически может быть и 5%, и выше.
«Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян».