Почему-то на основных рунетовских кинопорталах жанр этого фильма определяется просто - драма (иногда даже мелодрама, хотя это уже слишком). А вот о фантастике и речи нет, несмотря на все признаки.
Может это связано с тем, что оба именитых автора - ни сценарист Виктор Мережко, ни киевский режиссёр Вячеслав Криштофович - ни до, ни после в этом жанре не работали? И весь экскурс был предпринят лишь для большей выразительности? Зря что ли с началом перестройки нашим кинематографистам разрешили самовыражаться да экспериментировать? Чем они наперебой и занялись. В меру вкуса, таланта и творческого зуда.
В данном случае обошлось даже без чернухи, ну или почти. Скажем так, чернуха-лайт, где основное, чтобы главный герой весь фильм ходил-сидел-ездил смурной или на взводе. Остальное всё приложится.
А что ж тут всё-таки фантастического? Сайенс-фикшном точно не пахнет - скорее лёгкой гофманиадой, с её заездами на территорию фантасмагорий.
Взять уже саму завязку (с развязкой): где-то за городом, на берегу водоёма расположился автокемпинг, в котором явно не первую неделю обитают отцы семейств, по своей или чьей-то воле лишившиеся нормальной крыши над головой, и похоже, что квасят. Один из товарищей (по несчастью ли, трудно разобрать) - пожилой профессор - даже умоляет позвонить жене, чтобы та его забрала, ибо невмоготу. Кроме того, главному герою Александра Збруева (как потом выясняется, поэту Белову) сказали, что приезжала его дочь-старшеклассница и присматривалась к округе, будто намереваясь всю эту "богодельню" сжечь. Ни много, ни мало. Странно и нетипично? Чем не фантастика?
И вот бедолага, как есть, с опухшим и наспех побритым лицом на "Жигулях" мчит в город, где пытается найти малую в школе (не приходила) и связаться с покинутым домом из множества встречных телефонных будок, но линия постоянно занята. Это продолжается довольно долго, пока наконец он не дозванивается до бывшей жены и не узнаёт, что дочка во дворе и в поле зрения. Обошлись без чудес и сюрпризов. Хотя рано радоваться.
Застряв из-за фуры, перегородившей проезд по узкой улице, Белов решает переждать в кинотеатрике, где в итоге забрёл на середину сеанса с фильмом... про него самого да незадачливое бытие свое!..
И, как назло, зал полон и даже один приятель затесался, который досмотрит и обязательно прознает о всех скелетах в шкафу. И тут уж возмущайся-не возмущайся, толку не добьешься. Правда, до конца так и неясно, был ли показан фрагмент из личного прошлого, где поэт-ловелас знакомится с очаровательной героиней Натальи Негода, а позже чуть не сводит счёты с жизнью, либо таков был альтернативный вариант развития событий, а киноэкран - своеобразное окно в параллельный мир.
Так или иначе, но фантастика тут налицо. А какие на самом деле экзистенциальные смыслы мечтали донести кинематографисты до зрителей - это уже другой разговор. Может и не было ничего - просто поигрались в кризис среднего возраста и хватит. Тогда как кинокартина осталась полузабытой на фоне более шумных и скандальных премьер тех лет. Даже придуманное с таким изыском и не без претенциозности название "Автопортрет неизвестного" уже через 30 лет использовал, как собственное, для одноимённого романа известный литератор Денис Драгунский. Мог ведь и не знать о предшественнике?
4/5
(с) Albert Magnus специально для kin0guru
#советская кинофантастика #забытое кино от kin0guru