«Давид» 1501—1504 гг.
Автор: Микеланджело Буонарроти
Мрамор. Высота 516 см
Флоренция. Галерея Академии
Откуда он взялся?
Заказ на Давида был дан еще в начале XV века, когда предполагалось использовать статую как часть оформления Флорентийского собора.
Трех «родителей» сменил Давид за сто лет до своего «рождения», прежде чем попал в руки своего «отца» - Микеланджело Буонарроти. Эта история началась еще в 1408 году, когда музей собора во Флоренции заказал Давида флорентийскому скульптору Донателло, предполагая установить статую на одном из аркбутанов (подпорная арка) собора. Изготовленная скульптура была сочтена слишком маленькой, а потому в 1464 году уже Агостино ди Дуччо получил новый заказ на статую.
Работа над этим вторым Давидом, однако, застопорилась на ранней стадии.
В мае 1476 года Антонио Росселлино взялся за продолжение работы над злополучным блоком, но столь же безуспешно, и в июле 1501 года смотрители собора вновь были вынуждены подыскивать скульптора.
Почему выбор пал именно на Микеланджело, остается неясным, и этот вопрос привел к появлению множества легенд и различных противоречий. Скорее всего, его предпочли благодаря его хорошим связям с родным городом, потому что его политические симпатии совпадали с идеями Флорентийской республики, а также в связи с тем, что он заслужил великолепную репутацию уже как скульптор, создавший в Риме прославленную «Пьету» (скорбный образ Марии, оплакивающей снятого с креста распятого Христа).
Напоминающее контракт соглашение от 16 августа 1501 года указывает, что художник должен закончить скульптуру в течение двух лет. С чем он успешно справился.
В результате голосования комиссии, в которую входили известные мастера того времени (Козимо Росселли, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино, Лоренцо и другие), было решено поставить статую Давида слева от главного входа в дворец Синьории (место заседания органа городского самоуправления). Хочу напомнить читателю о том, что изначально он предназначался для украшения собора, на достаточно большой высоте, для этого и рассматривался его колоссальный размер. Перевозка Давида из мастерских собора на его новое место происходила в течение четырёх дней в мае 1504 года.
В 1527 во время гражданских беспорядков, происходивших в связи с изгнанием Медичи (олигархическое семейство, представители которого с 13-го по 18-й век неоднократно становились правителями Флоренции), левая рука скульптуры была сильно повреждена. Восстановить удалось только через 16 лет.
Через 330 лет статую перенесли в Академию изящных искусств Флоренции. Чтобы через сорок лет заменить точной копией, которая стоит по сей день на своём первоначальном месте (да-да, туристы наблюдают копию Давида, в то время как, оригинал доступен только ученикам и администрации Академии). И, кстати, во всем мире едва ли найдётся еще более популярная статуя по количеству копий, чем эта. Наиболее известные копии установлены ещё на Пьяццале Микеланджело (Флоренция), в «Итальянском дворике» Пушкинского музея (Москва), в «Итальянском зале» Академии художеств (Санкт-Петербург), в музее Виктории и Альберта (Лондон).
Кто такой Давид?
Скульптура Микеланджело изображает Давида, царя Израиля, в виде юного пастуха, который, вооруженный одной лишь пращой (древнее ручное оружие для метания камней), победил физически превосходящего его Голиафа. Статуя изображает юношу, стоящего в классической позе контрапоста (положение при котором опора фигуры сосредоточена на одной ноге, в то время как другая свободна, хотя и не отделяется от подножия). В правой руке он сжимает камень, а в поднятой левой руке держит конец пращи, перекинутой через левое плечо так, что она спадает вниз по его плечу.
Обнаженный Давид, лишенный традиционных атрибутов, по размеру значительно превышающий натуральную величину, был крайне необычен для того времени. Судя по всему, по облику своему напоминающий Геракла, он предполагался как символ храбрости и силы.
Кто кидал в него камни и как политически он «преуспел»?
Сейчас Давид считается символом Флоренции. В средние века он считался символом республиканской свободы.
Скульптура отличается политическим смыслом, который первоначально являлся скрытым, но был запланирован еще в 1501 году. Совершенно очевидно, что современники с самого начала воспринимали Давида Микеланджело с политической точки зрения. В дневниковой записи от 14 мая 1504 года один из историков того времени упоминает, что еще во время перевозки скульптуры из мастерских собора в статую бросали камнями, так что пришлось к ней приставить конную охрану. Нападавшие — все молодые люди принадлежали к числу сторонников Медичи. Тем не менее, этот инцидент считается актом юношеского вандализма.
Однако, поскольку существующие во Флоренции изображения Давида, созданные мастерами того времени, уже характеризовались четкими политическими ассоциациями. Кажется вполне вероятным, что и скульптуру Микеланджело — по крайней мере, по ее завершении также воспринимали с учетом политической обстановки того времени.
Что видел автор?
Вторым лейтмотивом интерпретации Давида являются представления Микеланджело о самом себе как о художнике, причем такое толкование основано на единственном авторском рисунке, который, вне всякого сомнения, относится к созданию Давида.
Наряду с наброском, сделанным Микеланджело после заказа музея, лист содержит подготовительный этюд правой руки мраморного Давида и примечание автора на полях. В этом примечании Микеланджело сравнивает себя и свой труд скульптора с борьбой Давида против Голиафа. «Davide cholla Fromba e io collarcho Michelagniolo… Давид с пращей, а я с луком Микеланджело». Под «луком» он подразумевал сверло скульптора, заострённый инструмент , который вставляют в петлю бечевки лука-смычка и поговаривают при горизонтальных пилящих движениях. Этой надписью мастер хотел сказать, что сумел победить твёрдый неподатливый материал громадной мраморной глыбы своим инструментом, точно так же, как Давид нанёс поражение мощному Голиафу своей пращей.
Один из историков прошлого столетия видит в этом ссылку на творческое соперничество Микеланджело с Леонардо, он также отмечает скульптуру как моральный автопортрет Микеланджело и в то же время — свидетельство его победы над Леонардо. заявляет, что Микеланджело видел себя в роли Давида — победителя-республиканца, одержавшего верх над гигантской глыбой мрамора.
Вывод: По-прежнему остается открытым вопрос, оказала ли политическая обстановка влияние на облик скульптуры Давида Микеланджело. Более достоверной кажется толкование статуи как автопортрет художника, что предполагает заметка самого Микеланджело, сделанная на полях названного выше рисунка.
А Вы как считаете?
Пожалуйста, поделитесь своим мнением в комментариях ⬇️ , ставьте лайк 👍 и не забудьте подписаться на мой канал :)
Благодарю всех кому было интересно и кто дочитал эту статью до конца. Мне будет важно знать то, насколько понравился читателям этот материал, и написать ли о других интересных фактах, связанных с Давидом Микеланджело.