В последнее время всё чаще можно встретить людей, которые ни с кем особо могут не дружить, могут плохо быть социализированы в принципе, иметь много негативного опыта в своей жизни, да и в принципе своей жизнью/собой как-то не особо быть довольны.
Недовольство собой может скрываться за недовольством другими людьми или вообще ситуациями в своей жизни, может также выражаться в непонимании своих потребностей, непринятии себя как личности и других важных моментов, но это смотря какой у человека локус контроля: внешний или внутренний (то есть, кого/что он делает ответственным за случившееся) и что человек из себя вообще представляет.
Что же может быть не так?
Личные границы очень на многое влияют в нашей жизни:
- · Восприятие нас другими людьми (адекватно/неадекватно);
- · Как следствие – восприятие себя как личности (самооценка, уверенность в себе и прочее);
- · Наличие/отсутствие внутренних конфликтов (они же неврозы);
- · Как следующее следствие – модель поведения в отношении других и себя (адекватное/неадекватное).
И все причины неминуемо образуют замкнутый круг:
Возникает закономерный вопрос…
Что же делать?
И здесь будет уместно использовать наглядное пособие
Начать эти границы формировать в соответствии со своими внутренними ощущениями и в соответствии со своими ценностями. Самую, пожалуй, главную роль будут играть эмоции и чувства.
Эмоции являются как бы лакмусовой бумажкой, сигналом или катализатором, показывающим наше настоящее отношение к происходящему. Эмоции никогда не врут. Стоит сразу заметить, что для этого человек должен быть относительно психически здоров, иначе какая-нибудь фобия будет предупреждать нас об опасности с помощью страха, которой в реальности может и не быть вовсе: триггером могут быть всего лишь мысль/страшное воспоминание/похожая ситуация.
Чувства являются более сложным механизмом и часто представляют собой смесь эмоций/чувств, которые могут сменять друг друга и тем самым, под влиянием различных факторов, усиливаться или сходить на нет. При этом чувства можно частично контролировать, например, тем же мышлением или посредством обращения к воспоминаниям.
При этом негативные эмоции, соответственно, будут говорить о дискомфорте и необходимости адаптации/избегания/борьбы, а положительные – что все в порядке.
Не стоит также списывать со счетов уровень рефлексии – самоосознанности, способности к интроспекции – самопознания и в принципе интеллектуальные способности – к познанию мира, а также когнитивные способности – восприятие, память, мышление, внимание. Все эти навыки и способности могут влиять на способность к выстраиванию личных границ и их особенности.
То есть основным и важным компонентами, исходя из всего перечисленного, будет активное понимание себя и всех своих потребностей. Только понимающий себя сможет точно сказать, чего он хочет и как с ним можно обращаться, а как – нельзя.
То есть главными аспектами построения личных границ будут:
- · Эмоции и чувства
- · Осознание и познание (эмоций/чувств и причин их появления);
- · Анализ причинно-следственных связей и выявление значимой/ых актуальной/ых потребности/ей (обращение к нашей рациональной/логической части);
- · Выбор стратегии: адаптация/борьба/избегание (зависит от личности);
- · Построение плана действий;
- · Пошаговое воплощение плана.
Данная схема тоже может замкнутой и выглядеть так:
Замкнутая эта схема потому, что после и даже во время удовлетворения потребности должна поступить соответствующая реакция: удовлетворение, радость, вдохновение и прочие. А, как мы уже знаем – положительные ощущения показатель правильности выбора. Если же реакция негативная - то, соответственно, то, что мы делаем для нас правильным вовсе не является.
За сим желаю всем конструктивных личных границ!