Найти тему
RelaxGoodMusic

Танк Победы. ИС-2

ИС-2 - мощнейший и наиболее тяжелобронированный танк союзников периода Второй мировой, выпускавшийся серийно. Этот танк не только не боялся встреч с Тиграми и Пантерами - немецкие танки сами опасались входить с ним в прямой бой. Более того - немецким танкистам это было прямо запрещено, им предписывалось действовать только из засад и укрытий. ИС-2, благодаря своей 122 мм пушке и фугасным снарядам, успешно штурмовал города и уничтожал укрепления противника.

Будучи второй машиной в семействе ИС, этот танк не являлся развитием довоенных наработок - его спроектировали и построили в тяжелые военные годы. Машина была новая и с КВ его почти ничего не роднило, кроме некоторых деталей подвески и торсионных валов. За период выпуска ИС-2 было построено 3395 таких машин.

Причиной создания оружия всегда является новое оружие противника. КВ-1 уже к началу 1942 года не устраивал военных, новые PzKpfw IV и самоходки StuG III были проблемой и для КВ-1, и для Т-34. Появившиеся затем Пантеры и Тигры очертили проблему необходимости для СССР нового тяжелого танка ещё ярче.
Создание нового танка курировал
Жозеф Котин - создатель семейства танков КВ, хорошо знавший, какие у тяжелого танка могут быть недостатки. А непосредственно самим созданием ИС-2 занимался Николай Шамшурин, ещё в тридцатые годы работавший с Котиным на Ленинградском Кировском заводе.

Желание военных получить универсальный танк: с хорошими подвижностью и живучестью и не более 30 тонн по массе, вооруженный 85 мм пушкой, привело к созданию опытного КВ-13. Но на испытаниях этот танк провалился. Требовалась более надежная ходовая и улучшенная трехместная башня.

Когда же в СССР смогли подробно ознакомиться с новейшим танком Германии
Тигр, то пришло и понимание того, что и орудие КВ-13 является, в перспективе, недостаточным. Пушка Д-5Т 85 мм могла пробить Тигра в лоб на дистанции до 1 км, но при условии попадания близко к нормали. А верхнюю лобовую деталь Пантеры не могла пробить в принципе. И, если для среднего танка калибра 85 мм было достаточно, то тяжелый танк должен был быть оснащен гораздо более мощной пушкой. Такой подход, правда, ставил крест на желании военных получить маневренный и быстрый танк, так как с ростом калибра пушки увеличивались и габариты танка, и, соответственно, его вес. В результате скоростные качества будущей машины были принесены в жертву его же огневой мощи и защищенности. В итоге на новый танк было решено установить 122 мм орудие, за базовую модель для которого была взята 122 мм корпусная пушка А-19. Плюсом для этой пушки было то, что она была хорошо освоена в производстве и шел массовый её выпуск. Пушка, под индексом Д-25Т, была доработана для танкового использования и оснащена дульным тормозом в конструкторском бюро завода № 9 под руководством Ф.Ф. Петрова. Произведя впечатление на руководителей, включая и самого Иосифа Сталина, по заявленным в проекте характеристикам, новая машина с мощным орудием триумфально прошла и полигонные испытания. Трофейная Пантера была пробита в лоб с дистанции в 1400 метров, попадание же в лоб башни Пантеры ещё и сорвало башню с погона. Пушка Д-25Т до конца Второй мировой войны была самым крупнокалиберным серийным танковым орудием среди всех таковых у стран Оси и Союзников.

-2

Недостатки у ИС-2 тоже, естественно, были. Касались они, прежде всего, пушки. Не самый большой боезапас в 28 выстрелов имел раздельное заряжание. Унитарного снаряда не было. Пушка Д-25Т, как и ее прародитель А-19, имела поршневой затвор, что дополнительно усложняло задачу заряжающего. Условия работы заряжающего, большинство действий выполнявшего левой рукой, 25-ти килограммовый боеприпас и работа затвора вкупе порождали низкую скорострельность пушки ИС-2, которое не превышало трех выстрелов в минуту, а на деле было в районе 1,5 выстрелов. Речь тут идет о боевой скорострельности, включавшей в себя, помимо заряжания, еще и поиск цели и наводку, и не нужно её путать с чисто технической, которая достигала 6 выстрелов в минуту.

Вторым недостатком было то, что 122 мм орудие сильно утяжелило башню и нарушило её балансировку. Башня изначально была рассчитана под 85 мм пушку, и теперь центр масс находился не на оси вращения башни. Данный факт делал затруднительным дальнейшее бронирование машины, поскольку, с ростом веса танка, любой его крен приводил бы к невозможности ручного поворота башни и необходимости установки для этого гораздо более мощного электромотора.

Но мощное орудие и высокая бронезащита компенсировали этот недостаток и с декабря 1943 года машина начала выпускаться серийно. В годы Великой Отечественной войны машина, кроме названия ИС-2, носила и другое наименование - ИС-122 - по калибру используемой на танке пушки.

ИС-2 имел классическую компоновку, как и прочие серийные средние и тяжелые танки СССР. Танк имел индивидуальную торсионную подвеску. Сердцем машины был двигатель В-2-ИС мощностью 520 лошадиных сил.

Броневой корпус танка имел, в основном, катаное высокой твердости бронирование 90, 60, 30 и 20 мм. Лобовая деталь могла варьироваться: на машинах 1943 года она была литой и имела обтекаемую ступенчатую форму. Толщина бронирования, в разных частях, была от 60 до 120 мм. В ИС-2 1944 года выпуска от ступенчатой формы отказались, лоб ИС-2 формировался двумя плоскими бронеплитами. В 1944 году ИС-2 ещё оснащался литой лобовой деталью средне твердости до 120 мм бронирования, но со второй половины года лобовую деталь делают сварной из бронеплиты толщиной в 90 мм. Причиной этому стало наличие катаной брони высокой твердости. При прочих равных условиях, катаная броня высокой твердости имеет лучшие характеристика по пробиваемости. С остальным корпусом лобовую деталь соединяли сваркой. Башня имела борта 90 мм и устанавливалась на погон 1800 мм. Маска орудия имела броню в 100 мм.

На базе этого танка была созданы самоходка ИСУ-122.

-3

Хотя танк мог быть подбит и Пантерой и Тигром, но наличие его в войсках было уже не просто надеждой в бою с немецкими танками, как было с Т-34-85 - это было лучшее оружие, чем то, которым обладал противник. ИС-2 был гораздо более сбалансирован и неприхотлив, чем его немецкие визави, а, по мере совершенствования своего бронирования, становился и менее уязвим. Единственный серьёзный недостаток - низкая скорострельность - компенсировался тактически грамотным использованием танка, включавшим в себя тщательную разведку. По оценкам историков и специалистов, ИС-2 является одним из лучших тяжелых танков Второй мировой. Чаще всего его называют просто лучшим. Это был единственный танк РККА второй половины Войны, который соответствовал требованиям к танку прорыва - наступления с преодолением глубоко эшелонированной обороны.

После окончания войны, танк ИС-2 прошел модернизацию и приказ о снятии его с вооружения был выпущен только в 1993 году.