Основной боевой танк (сокращенно - ОБТ) — сочетание мощного бронирования, высокой огневой мощи и хорошей подвижности. Это танки, которые объединяют в себе все преимущества средних и тяжелых танков прошлого. Но как же они возникли?
Во Вторую мировую, до неё и сразу после, все танки принято было градировать на легкие, средние и тяжелые. Легкие танки выходят за пределы повествования. Со средними танками есть понимание - это универсальные военные машины, способные быстро перемещаться, неплохо вооруженные и бронированные настолько, чтобы слишком не терять скорости.
А, что касается тяжелых танков, то это штурмовые машины с толстой броней и повышенной живучестью, а их орудия - стенобитные машины. Соответственно, они были достаточно медленными.
Но этих монстров с конца пятидесятых и до начала шестидесятых стало становиться все меньше и меньше. В чем причина? А в том, что на поле боя у таких машин исчезли все их преимущества. В состязании снаряда и брони начал уверенно побеждать первый. Какой смысл в броне 300 мм, если новый, по тем временам, кумулятивный снаряд или противотанковая ракета пробивает такую толщину и даже большую? Даже советский Т-10 и американский М103 ничего противопоставить им не смогут. Затраты на производство этих машин немалые, а уничтожены они могут быть достаточно легко. Если продолжить эту гонку, путем дальнейшего роста брони, то получается нечто вроде Maus - сверхтяжелое, неповоротливое и очень медленное оружие. Что важно - крайне уязвимое для авиации и совершенно не оперативное. Экономическая составляющая та же - заоблачная цена такой машины, которую ещё и уничтожат авианалетом или же её просто придется бросить.
Всё, что теперь могли сказать в свою защиту тяжелые танки - это орудия крупного калибра. Но средние танки начали приближаться к ним, и в плане калибра Т-55 и Т-62 имели пушки, соответственно - 100 и 115 мм. Это уже не Т-34-76. Мощность орудий серьезно возросла. И такие мастодонты, как Т-10 и М103 уходили в небытие.
Всё течение Второй мировой войны подталкивало конструкторов всего технологически развитого мира к концепции универсального танка - с мощным вооружением, бронированием, позволяющим им выдерживать обстрел среднего калибра, быстрого и подвижного.
В СССР первой ласточкой стал танк Т-44. Если бы его поставили в серию на пару лет раньше, то преимущества Германии в танках, прежде всего в Пантере, растаяло бы бесследно, так как это первый танк, стерший границу между средним и тяжелым. Не позволяет назвать его Основным только недостаточно мощное орудие. Однако, Т-55 все же имеет свои корни именно в Т-44.
Именно он - Т-55 и Т-62 были представителями СССР в данном классе и в нем они были лидерами. Прекрасно проходимые и, при этом, подвижные, с пушками, позволяющими бороться со всеми, на тот период, противниками и броней, выдерживающей малый и средний калибр. И они были экономически во много раз выгоднее супертяжеловесов прошлого.
Американские М47 и M48 уступали им по многим показателям. А вот кто заслуживает внимания, так это Центурион. Британия разработала этот танк ещё в конце Второй мировой войны, но заложенная в нем возможность постоянно улучшаться сделала его универсальным и современным на долгие годы. Основной боевой танк - термин натовский и именно Центурион стал родоначальником этого класса на западе. Его 105-мм нарезная пушка Royal Ordnance L7, установленная на танк в 1959 году, стала основной для многих западных ОБТ, вплоть до появления М1 Абрамс и Леопард 2.
Однако, любое оружие идет по пути неминуемого усиления. ОБТ первого поколения и стали этим усилением.
Первым советским ОБТ стал принятый на вооружение в середине 1967 года Т-64, почти неуязвимый для основной пушки НАТО — орудия калибра 105 мм. А сам он был способен уничтожать любые танки потенциального противника. Его вес существенно снизился за счет многослойного комбинированного бронирования сталью и стеклотекстолитом, который не уступал в стойкости к кумулятивным снарядам, но был намного легче. Правда, танк обладал проблемным двигателем. Но затем появился появился Т-72, созданный на основе Т-64, но с более надежным двигателем В-45.
Но именно Т-64 создал облик ОБТ Советского Союза, который сохранялся вплоть до его распада.
Запад мог противопоставить тоже вполне неплохие машины. Немецкий Леопард 1 и французский АМХ 30, уступая по броне, выигрывали в 60-е годы по скорости и динамике, а в части вооружения 105 мм пушки - были вполне конкурентоспособные. Толстую броню всё равно пробьют - так зачем она нужна - так рассуждали немецкие и французские конструкторы. Японцы рассуждали примерно так же.
Британцы же предпочли не обделять свой Центурион броней, что его не раз выручало. А в 1963 году они приняли на вооружение Чифтен, который стал самым бронированным европейским ОБТ. До второго Леопарда и М1 Абрамс - это, пожалуй, был лучший ОБТ на западе.
Американцы, в вопросе ОБТ, несколько отстали. В шестидесятые и семидесятые у них это был М60. Имея пушку в 105 мм, он проигрывал по броне и подвижности, находясь, примерно, но уровне Т-55. Что было на высоте в М60, так это приборная начинка - тут уже он был лучше своих аналогов. И он был высокий, что тоже недостаток для Основного боевого танка. Американцы его, впрочем, тоже совершенствовали, по примеру Британского Центуриона. А впереди у них был Абрамс, но это уже другая история.