К предстоящим выборам. Немного банальных размышлений.
В нашем лексиконе есть устойчивое выражение «народный депутат», оно осталось еще с советских времен. Если говорить о законе РФ, то, например, про депутатов ГД, написано просто «депутат». Но сейчас мы подумаем о сути, а не о юридической стороне дела.
Как бы официально ни назывался этот представитель, депутатом или народным депутатом, кто он и к какой социальной среде принадлежит? Рассмотрим ситуацию с депутатами с точки зрения социологии.
Конечно, если мы возьмем самый низовой уровень местных советов, то там депутаты не получают никакой зарплаты. Это могут быть самые обычные люди. Их контакты чаще происходят с такими же людьми на месте. И ассоциируют они себя с местным сообществом жителей. Но если мы взглянем уровни выше вплоть до Государственной Думы, то обнаружим совсем другую ситуацию. Контакты такого депутата чаще происходят не с местным населением, от которого он избирался, а с другими представителями системы власти или какими-то лицами близкими системе власти. Чем дольше такой депутат входит в систему власти, тем меньше он «народный». Если проанализировать их контакты и частоту, то можно очень точно уставить, кто «народный», а кто «государственный». Большинство депутатов в нашей стране не «народные», а «государственные». Причем не надо думать, что это, касается, только нашей страны. Так называемая западная система представительской демократии фактически ликвидировала систему представительства «от народа». Потому что ликвидированы сложные вертикальные и горизонтальные связи разных социальных слоев местного населения со «своим представителем». Он больше связан не с населением, а с властью.
Поэтому кого бы мы ни избирали выше уровня местного совета, это НЕ НАШ ДЕПУТАТ в любом случае. ОН НАС НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ в самом прямом смысле этого слова. Например, я могу представлять в мыслях своих соседей, потому что я с ними вижусь и говорю. Потому что чтобы представлять кого-то надо быть среди тех, кого ты представляешь.
Посчитайте сколько избирателей на один округ? Допустим 10 000 человек. Каким образом депутат может их представлять? Не по закону, не по некому идеальному случаю, а по социальной сути? Со сколькими людьми у него есть реальные социальные связи? Разумеется, есть исключения, людей действительно контактирующих со многими. Но, как правило, депутат постепенно начинает контактировать больше с другими представителями власти.
Таким образом, если представить себе власть как некий механизм, то этот механизм реально имеет очень плохую систему обратной связи. Потому что депутаты, чей смысл был изначально представлять народ, все больше представляют не народ, а само государство. То есть государство имеет обратную связь с самим собой. Именно поэтому роль реальной обратной связи все больше играют социологические опросы и прямые линии с президентом. Об этом в отдельной заметке.
Каковы могут быть альтернативы?
Ограничение депутатского статуса. Выше местного совета только 1 раз в одном совете.
Многоуровневая система, где более низкий уровень избирает более высокий. С ограничением срока пребывания.
Введение новой ветки власти «Обратной власти». Об этом в отдельной заметке.
А в других заметках - как и кого избирать. И вообще стоит ли идти на выборы.