Найти тему
Mixed Arts

Стоит ли смотреть «Untold: Malice At The Palace» — документальную агитку Netflix, добавившую огня в битву спортсменов и фанатов?

Джермейн О'Нил — главный пострадавший по итогам происшествия. Фото: Netflix
Джермейн О'Нил — главный пострадавший по итогам происшествия. Фото: Netflix

Новый документальный сериал Netflix, составленный из часовых блоков, называется «Untold». Первый эпизод пропагандистского проекта вдалбливает в головы не очень готовых к этому зрителей, что «Индиана Пэйсерс» являлась клубом, имевшим реальные шансы выиграть золото НБА 17 лет назад, а игроки Рон Артест и Джермейн О'Нил были скрытыми Коби и Шаком сезона 2004-2005. В это, говоря языком передачи «Намедни», трудно поверить. Еще сложнее — понять.

Текст: Александр Кондуков

«Untold: Malice At The Palace» — это короткий часовой фильм, который должен восстановить в памяти любителей баскетбола события ноября 2004 года, когда команда «Индиана Пэйсерс» набрала крейсерский ход и громила в гостях действующих чемпионов — «Детройт Пистонс». В финале обычной игры регулярного чемпионата, которая ничего не решала, с катушек слетел один из лидеров «Пэйсерс» Рон Артест — инфантильный мужчина, решивший стать Деннисом Родманом середины 90-х. В его планах, например, был творческий отпуск, он хотел записывать хип-хоп. Но кончилось все это безобразным инцидентом с валянием на судейском столике и прилетевшим в голову пивом. После этого Рон помчался на трибуну и начал метелить болельщика. Как выяснилось, совсем не того, который метнул в Артеста напиток. Так родилась легенда, обозванная кем-то из газетчиков «Malice At The Palace» (то есть «Махач во дворце», под дворцом имелась ввиду арена «Пистонс» — пригородная The Palace Of Auburn Hills, где команда выиграла к тому времени три титула).

Спортивное событие и правда было безобразное. По итогам игроки получили дисквалификации, а Артеста изолировали от НБА до конца сезона. Позже Рон уйдет в «Лейкерс» и бросит друзей, которые пытались защитить его грудью от болельщиков, кидавшихся пивом (и стульями, что вносит в повествование элемент хоррора). Джермейн О'Нил тогда едва не убил толстячка, вылетевшего на площадку, Рон же Артест фигурировал в декольтированной майке, напоминающей творчество Эжена Делакруа

Суть фильма сводится к тому, что Netflix пытается разрушить никому не интересный миф о том, что баскетболисты в середине 90-х настолько обнаглели, что атаковали фанатов, честно требовавших хлеба и зрелищ. А еще довольно интенсивно поливавших грязью мощных мужчин находящихся на площадке. В Детройте хмыри-спортфэны достигли особенных высот и спровоцировали эмоционально нестабильных звезд «Индианы», которые многого в жизни натерпелись и пытались привести к высоким результатам стареющего лидера-защитника Реджи Миллера. Человека, который в том матче не играл, но на площадку выскочил.

Ниже мы приводим причины, по которым «Untold: Malice At The Palace» — это трата вашего времени. Картина Флойда Русса идет всего-то час, а кажется, что вас заставили слушать эту бубнежку в 2 раза больше.

1. Если вы решили сделать легендой ничего не добившуюся команду 17 летней давности, почему бы не прорисовать характеры. Рон Артест — это не самый симпатичный персонаж на свете, к тому же неприятно чудаковатый и даже в смиренном состоянии вызывающий тревогу. Но его карьера была как минимум интересной — вместо того, чтобы рассказать о маме-компьютерщице и иллюстрировать параноидальные страхи, нам пытаются внушить, что сочный мужчина на экране — это жертва гадких болельщиков, которые сумели вывести его из себя и разбудили зверя.

Между тем, тот матч стал началом дискуссии о расизме, гранях дозволенного в спорте, адской жажде наживы НБА, экономившей на охране матчей. Ничего этого показано не было. Что нам предложили взамен? Группу неплохо снятых — учитывая абсолютно фриковские (в случае Артеста — даже немного юродивые) внешние данные — нытиков, которые скулят об упущенных возможностях и том, что все в конечном счете переругались. В фильме в отношении баскетболистов несколько раз акцентируется понятие «thugs», то есть «гангстеры», что отлично рифмуется с гангста-рэпом. Но в 2004 году и рэп был уже не совсем гангста (мы специально собрали вас сборник самых хищных хип-хоп-треков того года, нажимайте здесь), там уже заправляли постмодернисты.

2. Неясно, почему этот матч имел столь важное значение. Мы не будем переживать относительно того, что события показаны на 90 процентов со стороны обиженных жизнью игроков «Пэйсерс». Это очень в стиле современных социальных сетей, где чем больше ты «эмо» и простодушен, тем больше веса имеешь в принципе. За кадром осталось противостояние «Пэйсерс» и «Пистонс» в финале Восточной конференции прошлого сезона, когда блок Тэйшоуна Принса на Реджи Миллере в конце матча психологически сломал эмоциональную «Индиану». В современном циничном баскетболе такое даже представить себе довольно тяжело.

3. Трио злодеев. Атаковавшая «Пэйсерс» мичиганская гопота из числа обладателей сезонных абонементов Чарли Хаддад и Джон Грин, а также подстрекатель из «Пэйсерс» Джамал Тинсли, заставивший Артеста жестко сфолить на Бене Уоллесе, — это, мягко говоря, совсем не те люди, которые могли подарить документальному фильм нерв и объем. В фильме откровенно мало отрицательных героев, объяснения туманны. Зато совсем не злодея Реджи Миллера, видимо в силу инфернальных внешних данных, авторы подают как крестного отца мафии, что вносит путаницу в оценку ситуации тех людей, которые про злодейства в Оберн-Хиллс ничего не знают. А это значит, что наблюдать за действием на экране становится еще менее интересно, порой мучительно.

4. Новое «серьезное» прочтение истории, которая с годами превратилась в скверный анекдот. В эпоху, когда Бобу Дилану прилетает за распутство 1965 года, восстановление исторической справедливости в спорте — дело житейское. В фильме мельком упомянуто, что после событий игроков начали заставлять наряжаться во время церемонии драфта как на школьный выпускной, чтобы изжить гангстерские наклонности и увлечение миром хип-хопа. Да спортсмены и сами в себе эти увлечения начали переваривать, наступала эра иных ценностей. Начинающий музыкант-романтик Рон Артест, кстати, посылал свои записи в журнал Rolling Stone и получил брезгливый вердикт «неталантливо»,

Ради сохранения нестабильного настроения и в целях сокращения экранного времени авторы вырезали прямую речь двух самых колоритных харизматиков из числа участников событий — форварда «Детройт Пистонс» Рашида Уоллеса и его тренера Ларри Брауна. Благодаря этому документальная лента приобрела настроение потерянности — ни один из говорящих на экране спортсменов не предстает как воин-победитель, хотя все они таковыми являлись. Зато все они кажутся бывшими и настоящими пациентами психотерапевта и жертвами пост-травматического синдрома.

Свое лежание на столике Рон Артест, например, объясняет наставлениями психотерапевта, который советовал ему досчитать до пяти, прежде чем дать волю своей кипучей натуре. На экране это выглядит крайне глупо. После этого Рон и помчался на трибуны.
Рон Артест, также известный как Метта Уорлд Пис. Современное состояние. Фото: Netflix
Рон Артест, также известный как Метта Уорлд Пис. Современное состояние. Фото: Netflix

5. Попытка сделать из спортсменов интеллигентных людей. Окей, в случае с Джермейном О'Нилом это почти удалось — накал страстей у центрового «Пэйсерс» почти как у героя Достоевского. Его и предали, и лишили титула вместе с «Залом славы». Но когда открывают рот Артест и особенно Стивен Джексон, культурность моментально улетучивается. В целом они признаются, что болельщики, которые 4-5 часов накачиваются пивом, их бесят. И что летящее пиво стало катализатором взрыва всего того, что накопилось на душе за годы наблюдения за условными Гринами и Хаддадами. «Я — лояльный чувак, — говорит Стивен Джексон. — Если я с тобой, я с тобой». В русском переводе, который был осуществлен для Netflix, похоже, без всякой редактуры, все приобретало более сопливый смысл — что-то в духе монологов пионеров из текстов Аркадия Гайдара.

Остаемся быковать: сериал Джейсона Хехира «Последний танец» — сонный проект ESPN

О финале этой игры было сказано много, но то, чт в фильме будет так заунывно и тускло, никто явно не ожидал. «Untold: Malice At The Palace» задает новые границы тотальной скуки на Netflix — сервисе максимально переоцененном, но все еще провоцирующим болельщиков баскетбола вернуться в мир платной подписки после адского опыта с просмотром «Последнего танца». И болельщики клубов, которые переживают поражения своих клубов из года в года, к подобным садистским решениям вроде оплаты нелепо собранного трэш-контента готовы. В течение месяца будем следить за тем, что есть на Netflix, а потом снова отпишемся — так с этим русифицированным сервисом случалось не раз.