Сегодняшний у нас на очереди очень занимательная тема: "Апгрейд велосипеда".
Сегодня оставим шоссейные байки в стороне, так как там много специфики и сделаем все на примере простого фитнес-байка (в народе горный велосипед). К примеру, вы купили Merida Big Seven 5-V 2017 года, на достаточно простеньком оборудовании.
Начнем с сильных его сторон: это рама. На этом все, как бы грустно это не звучало. Это стандартная алюминиевая рама, которая сделана достаточно хорошо и имеет низкий вес. Вес такой рамы 2,5 кг, и чтобы вы понимали с чем сравнивать, вес точно такой же, но стальной рамы, составляет аж 4 килограмма.
Теперь определим слабые стороны данного байка, и их тут полно:
- Тормоза
- Система
- Колеса
- Покрышки
- Педали
- Вилка
И так, возьмем 3 критерия по которым мы будем заполнять табличку. Это вес, качество езды и цена. Вес – тут все предельно понятно: чем больше процентов в облегчении, тем больше оценка. С ценой, мы будем брать процент от стоимости велосипеда. Владелец купил его за 25 000 рублей, вот и будем брать процент от этой стоимости, чем выше показатель, тем хуже. Что же касается качества езды – это очень субъективный критерий. Здесь просто будут мои личные ощущения.
Ставить будем оценки от 1 до 5, где 1 - это плохо, а 5 это отлично.
1. Тормоза
Здесь стоят простые V-brake, и их вес составляет на 500 грамм на пару. Я не фанат V-Brake, и, не смотря на их простоту, считаю, что для МТБ это устарелый вариант тормозов. И так, мы рассмотрим вариант апгрейда на дисковые механические тормоза.
Цена - 3600 за Tektro MD-m280 в данную сумму входят передний и задний тормоз, адаптер и ротор
Установка у мастера стоит 1000 рублей за пару. Итого 4600. В процентах это 18% от стоимости велосипеда, и это много. Вес становится больше, что не удивительно. Роторы утяжеляют конструкцию и дают плюс 400 грамм сверху к изначальному весу.
Итого оценки: Вес = 1, Качество езды = 5, Цена = 4. Средний балл = 3
2. Система переключения
Здесь стоит Tourney – и это самая простая система (статья про системы Shimano). Смотрим минимум на Shimano Acera, хотя настоящий апгрейд вы получите на Deore. Вес системы Acera 3.3 кг, против 3.6 Tourney, а цена 250$, причем установка будет стоить еще 3000 рублей. То есть цена будет 20000 рублей. Дороговато, не правда ли?
То есть, по факту мы получим незначительное увеличение качества езды, и незначительное уменьшение веса за очень высокую стоимость.
Итого оценки: Вес = 3, Качество езды = 3, Цена = 1. Средний балл = 2
3. Колеса
На мериде сейчас стоят стоковые стальные колеса на насыпных подшипниках. Колеса на стальном ободе стоит поменять на колеса с алюминиевым двойным ободом и промподшипниками. Стоковые стальные колеса с одним ободом весят 3,6 кг против 2,72 кг у алюминиевых, и более того, промподшипник и двойной обод поднимают качество езды на высоченный уровень. Цена за два колеса 5600 и работа мастера будет стоить 700 рублей, итого 6300 рублей.
Итого оценки: Вес = 4, Качество езды = 5, Цена = 3. Средний балл = 4
4. Покрышки
Покрышки Continental Race King (статья про покрышки) - 594 грамма на одну штуку, 1188 грамм на пару. Стоковые покрышки Merida весят 830 грамм на одну покрышку, 1660 грамм на две, и это колоссальная разница в весе. А стоят покрышки Continental Race King 1600 рублей за штуку, то есть 3200 рублей за пару. Перекинуть резину у мастера стоит 500 рублей, общая стоимость 3700 рублей
Итого оценки: Вес = 5, Качество езды = 3, Цена = 5. Средний балл = 4
5. Педали
Если говорить про педали, то тут можно рассматривать просто качественные топталки, как апгрейды базовых топталок, которые идут из коробки (статья про педали). Но это не даст хотя бы какой-то нормальный балл, а вот контактные педали выведут на другой уровень. То есть контакты сходу дают 5 и больше баллов за качество езды, но вот бюджет будет совсем другой. Минимальная стоимость контактов + обуви - 7000 рублей, что тоже не мало. Но вес у контактов выше, чем у топталок. То есть контакты - это больше про качество езды, из-за веса баллов контакты получат меньше, но советую приглядеться к ним.
Итого оценки: Вес = 1, Качество езды = 5, Цена = 3. Средний балл = 3
6. Вилка
Здесь достаточно сложный момент. Текущая вилка Merida CH-389 имеет вес около 3.7кг, это обычная пружинная вилка (статья про амортизацию). Rockshox XC30 TK - 2180кг и это воздушная вилка, которая дает новые ощущения от езды. И по весу, и по качеству езды, однозначно 5, но цена, ух, кусается - 17000 рублей за новую вилку с установкой. Рассматривать вилки попроще просто не имеет смысла
Итого оценки: Вес = 5, Качество езды = 5, Цена = 1. Средний балл = 3
Остальные вещи, такие как как руль, подседельный штырь и даже седло мы оставим в стороне, чтобы не нагружать статью. Вы спросите, а где же рама? Рама – это основа велосипеда, но суть заключается в том, что ели рассматривать раму как апгрейд, то это не имеет ни малейшего смысла. Бюджет будет заоблачный, а эффект вы получите только в гармонии с топовыми компонентами. Поэтому имеет смысл покупать только карбоновый велосипед в сборе, если у вас нет топовых компонентов без рамы.
7. Итог
Подведем итог. Получаем интересные и, на мой взгляд, неожиданные результаты. Всегда все думают люди о том, что система - основа успешного апгрейда, но по факту мы получаем, что самым оптимальным способом сделать апгрейд своего велосипеда - это начать с покрышек, затем поменять колеса, далее педали и тормоза . В последнюю очередь смотрите на вилку и систему переключения, хотя почему-то все хотят менять именно эти компоненты.
Подписывайтесь на мой канал на Яндекс.Дзен чтобы не пропустить следующие интересные статьи, комментируйте, делитесь моими статьями в социальных сетях.
Видео версию данной статьи вы можете найти на моем YouTube канале: