Найти тему
Татьяна Трофимова

Любовь Орлова: «Кто не знает Любочку? Любу знают все…»

Оглавление

Сегодня трудно найти человека, которому незнакомо имя Любовь Орлова.

Но что мы знаем про великую актрису? Что она блистала на сцене благодаря покровительству Сталина? Что ее брак с известным режиссером был большой фикцией и продуманным сценарием? Что характер у Любочки был тяжелым, а сама она слыла женщиной холодной и негостеприимной?

Какой на самом деле была Любовь Петровна Орлова?

Дворянка, репетитор и тапёр

Люба Орлова родилась 29 января 1902 года в городе Звенигороде в Московской губернии (сегодня Московская область).

Её отец Пётр Фёдорович Орлов (1867—1938) потомственный дворянин Полтавской губернии, большую часть жизни прослужил в военном ведомстве. Мать Евгения Николаевна Сухотина (1878—1945) также происходила из старинного дворянского рода.

Именно по линии матери актриса состояла в дальнем родстве с Львом Николаевичем Толстым, чей подарок, подписанный самим писателем томик «Кавказский пленник», Люба хранила всю жизнь. Кадр из фильма «Веселые ребята» (1934)
Именно по линии матери актриса состояла в дальнем родстве с Львом Николаевичем Толстым, чей подарок, подписанный самим писателем томик «Кавказский пленник», Люба хранила всю жизнь. Кадр из фильма «Веселые ребята» (1934)

Девочке было всего шесть, а великий Фёдор Шаляпин уже пророчил ей актерскую славу, увидев домашний спектакль с её участием. Однако родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой.

С семи лет Люба посещала музыкальную школу, где обучалась игре на фортепиано. В пятнадцать уже сама давала уроки, а вечером, после занятий, спешила в кинотеатр, где работала тапером, сопровождая своей игрой немые фильмы, которые, к слову, девочке совсем не нравились. Экранная любовь казалась ей насквозь фальшивой, актеры раздражали, а шутки казались глупыми и несмешными.

Кто бы мог подумать, что эта девочка сама скоро станет главной и единственной примой кинематографа.

-3

Секрет успеха Орловой

Главным секретом успеха Орловой до сих пор считают ее «нездешность», даже «западность». Все актрисы того времени, хоть и не уступали Любови красотой, но были, мягко говоря, попроще. А вот Орлова — звезда.

Но этот факт очень легко объяснить.

Марлен Дитрих и Любовь Орлова
Марлен Дитрих и Любовь Орлова

К ее успеху можно было бы отнестись довольно скептически. Не последнюю роль здесь сыграла удачная партия — брак с известным режиссером Григорием Александровым.

Александров в то время искал актрису, из которой «можно было бы вылепить Марлен Дитрих», которую режиссер боготворил. И вот, нашел Любу, подходящую по всем параметрам.

Марлен Дитрих и Любовь Орлова
Марлен Дитрих и Любовь Орлова

А дальше… Пользуясь тем, что о Марлен в СССР никто и знать не знал, Александров долгие годы копировал ее сценические наряды и прическу, примеряя их на Любу.

Конечно, этот образ имел успех, могло ли быть иначе?

Но не будем умалять и заслуги Орловой. Достойно нести образ самой Дитрих смогла бы не каждая, а она смогла. Привыкнуть к успеху оказалось намного сложнее
Но не будем умалять и заслуги Орловой. Достойно нести образ самой Дитрих смогла бы не каждая, а она смогла. Привыкнуть к успеху оказалось намного сложнее

За два года, прошедшие между двумя громкими премьерами — «Веселые ребята» (1934) и «Цирк» (1936) — вся Москва обсуждала не только наряды и прическу актрисы, но и ее личную жизнь.

Личная жизнь Любови Орловой

До брака с Александровым Орлова чуть не вышла замуж за сына Немировича-Данченко, да и сам «великий старик» питал к Любочке самые нежные чувства. Была влюблена в австрийского (немецкого?) коммерсанта Франца Крюка, а ее первого мужа, заместителя Наркома земледелия, Андрея Гаспаровича Берзина, упекли в сталинские лагеря.

Дело Берзина было сфабриковано, он понимал, что эта история неминуемо коснется и жены, поэтому уговорил Любу дать ему развод.

На момент встречи с Александровым, Орловой уже за тридцать. За плечами брак, развод, истории неудачной любви. А режиссер предлагает ей роль, руку и сердце. И она соглашается. Конечно, между ними уже возникла симпатия и некая привязанность, но в первую очередь, этот брак, как считают многие, союз творческий.

-7

Орлова получила не только славу, она получила статус.

Любила ли Орлова Александрова?

Биографы горячо спорят об этом по сей день. И эпитеты «деловой союз» и «пара напоказ» звучат в этом споре чаще.

Их поддерживают и свидетельства очевидцев, близких к семье в первые годы их замужества. «У них разные спальни», — шепчутся недоброжелатели. «Да, Александров вообще не интересуется женщинами», — было и такое мнение.

-8

Но Нонна Голикова, внучатая племянница актрисы заявляет, что все это ложь. Девочка практически выросла в дачном доме Орловых и уверяет, что они боготворили друг друга.

Да, они обращались к другу на «вы», на гастролях жили в разных номерах, но взаимное уважение и почитание, всегда присутствовало в этой паре, а расставаясь даже на несколько часов, они непременно писали друг другу письма и трогательные записки. Орлова, конечно, хорошая актриса, но не настолько же.

Кадр из фильма «Цирк» (1936)
Кадр из фильма «Цирк» (1936)

Самая главная роль

Дача, построенная на манер виллы самого Чарли Чаплина, поражала воображение абсолютно всех, кто туда попадал. Большая гостиная, цветные чехлы на мебели, камин и танцевальная веранда. Все здесь говорило о вкусе и роскоши.

Вот только гостей Любовь Петровна не любила. Роль «звезды», которую ей приходилось играть каждый день, всерьез утомляла актрису. Ей просто необходимо было место, где она сможет побыть собой
Вот только гостей Любовь Петровна не любила. Роль «звезды», которую ей приходилось играть каждый день, всерьез утомляла актрису. Ей просто необходимо было место, где она сможет побыть собой

Никто и никогда даже не догадывался о ее личных переживаниях, обидах и боли. Любовь Петровна была очень закрытым человеком. Сказывалось дворянское воспитание.

Роль «профессора Никитиной» была единственной ролью, близко отображающей настоящий характер актрисы. Кадр из фильма «Весна» (1947)
Роль «профессора Никитиной» была единственной ролью, близко отображающей настоящий характер актрисы. Кадр из фильма «Весна» (1947)

Играть продуманный образ ей с удовольствием помогал муж. Посмотрите любые кадры из «семейной хроники» пары. Трудно не заметить, что эти «документальные» фильмы мастерски срежиссированы.

-12

Статус Орловой-«звезды» медленно, но верно замещался статусом «живой легенды», а настоящей Орловой так никто и не знал.

Орлова и Сталин

Ещё одним мифом в биографии Орловой был ее роман с самим Сталиным. Об этом даже написана книга, которая является вымыслом от начала до конца. Сталина Орлова видел лишь однажды, на церемонии награждения деятелей искусств.

-13

Она откровенно боялась диктатора, никогда не посещала праздничные приемы и вообще старалась не присутствовать на мероприятиях с его участием, хотя и понимала, что полностью зависит от благосклонности правителя.

Однако, несмотря на этот страх, в своих поступках Орлова была смелее многих. Только она могла открыто обнять коллегу, чей муж стал пленником сталинских лагерей. В то время от таких людей старались держаться подальше.

Свою единственную встречу со Сталиным Орлова использовала, чтобы узнать, что ее первый муж Андрей Берзин жив. Правда, помочь ему ничем так и не смогла. Он вышел на свободу только через пятнадцать лет, уже в сороковые годы
Свою единственную встречу со Сталиным Орлова использовала, чтобы узнать, что ее первый муж Андрей Берзин жив. Правда, помочь ему ничем так и не смогла. Он вышел на свободу только через пятнадцать лет, уже в сороковые годы

Последняя роль

Вопрос старения всегда был самой большой болью актрисы. Для своих лет она выглядела прекрасно, но, как говорила ее театральная героиня: «Мне всегда будет тридцать девять и ни на день больше». Орлова хотела также. Ее последние фильмы были провальными. Александров устал и больше не чувствовал нового времени. На экране блистали новые звезды.

-15

Последней ролью Орловой в кино стал фильм «Скворец и лира» (1974), который не только провалился на предварительном показе, но и был запрещен к выходу на большие экраны из-за низкого художественного уровня.

-16

Орловой тогда было семьдесят два. Ее героине в три раза меньше. На экране все это выглядело чудовищно нелепо. Ее время ушло, оставив потомкам только память о необычной семье, ярком творческом союзе, золотом голосе и образах, отражавших на экране историю нашей страны, такой, какой мы хотели бы ее запомнить…

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации ;)

-17