Найти тему
Екатерина Федорчук

"Обитель": цирк в аду

В разные годы на Соловках сидели академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, философ и священник Павел Флоренский…

Но наша история не про это, а про актуальное художественное высказывание с глубоким смыслом… Смысл книги Захара Прилепина довольно прост: в соловецком лагере невиновных не было.

Александр Велединский, режиссер одноименного сериала, довольно близко следует за литературной основой.

Происходящее в соловецком лагере один из героев романа Прилепина назвал «цирком в аду». Таков и сам текст «Обители»: он изобилует «ударными» моментами, слабо связанными с общей канвой повествования, но обладающими большой выразительностью. Они действительно похожи на цирковые писательские номера: написано сильно, вкусно, мощно, мурашки по коже. Но номера остаются именно что номерами, не складываясь в целостную картину. С одной стороны посмотреть, так автор «родом из Октября» и чувствует чуть ли не родственную связь с соловецкими палачами, с другой — так у него много претензий к советской власти, и он, как истинный писатель-гуманист, скорбит о нечеловеческих страданиях заключенных. Для православных в книге — сцена исповеди в поруганном храме, для антиклерикалов — кликушествующий поп и бордель в келье.

-2

Сложность жизни? Скорее, разнообразие репертуара. Простор для проекций, простор для интерпретаций, простор для ухода от прямого ответа на главные вопросы о том, кто мы такие и куда хотим прийти.

Серьезные вопросы тексту «Обители» задавать бессмысленно. По сути дела, перед нами пример патриотического постмодернизма. Главное здесь — красивый жест, звонкая фраза, пусть и не очень осмысленная. Эту особенность манеры Прилепина воспроизводит и Александр Велединский, только у него получается не «цирк в аду», а «кино в аду». Кино немое, угроз и проклятий не разобрать, но эстетское, отсылающее зрителя к рафинированной культуре Серебряного века, к России, которую мы потеряли. И пусть была эта Россия прогнившей с головы до ног (с чего это они взяли? вопросы задавать бессмысленно, помним), а все же соблазнительна и культурна. В финале все мертвые герои в посмертии смотрят кино про самих себя. Получается красиво, а соловецкий беспредел как бы включается в пространство великой утраченной культуры, которую не грех и оплакать.

Пора сказать и о различиях. Сериал получился более человечным, благодаря, я не побоюсь этого слова, титаническому творческому усилию актерского состава.

В книге Эйхманис похваляется тем, что Соловки — это лаборатория по созданию нового человека. По всем приметам этот человек и есть главный герой — Артем Горяинов, напрочь лишенный нравственной рефлексии, озабоченный только выживанием, «никакой». Читатель книжек, ничего из этих книжек не взявший в свою душу. Но именно в этом «пустом» образе в книге Прилепина яснее всего выражена авторская даже не мысль — авторская вера: Горяинов всем сердцем, всей душой и крепостью своею возлюбил… земного бога — Эйхманиса, воплощение красоты, мощи и неограниченной власти. Он буквально пьянеет от счастья быть вблизи большевистского небожителя, а его страстная связь с Галиной, женщиной, которая была с Троцким и Эйхманисом, есть продолжение той же самой страсти раба к господину. Его богоборчество, отказ от исповеди в разрушенном храме, да просто беснование, которое так ярко, вкусно и мощно изобразили и Прилепин, и Велединский, — это тоже продукт соловецких инженеров человеческих душ. Возлюбив бога земного, он уже не может поклоняться Богу Небесному. Такому герою тяжело посочувствовать.

Однако в сериале Андрей Ткачук сделал все возможное, чтобы очеловечить прилепинского персонажа.

-3

В книге герой не особо переживает по поводу своего преступления — отцеубийства. Ну убил и убил. Случайно вышло. А когда Ткачук произносит реплику «отца убил» в ответ на вопрос Эйхманиса (Сергея Безрукова) «за что сидишь?», у него и губы дрожат, и голос пресекается, и глаза… Нормальные человеческие глаза, в которых застыла боль нераскаянной вины.

Герой книги смотрит на своих соузников сквозь иронический прищур. Плохие они, негодные, слабые, смотреть противно. В сериале этого неодобрительного фильтра уже нет, да и взяться неоткуда. Мысли персонажа зрителю неведомы, а реплики у него «никакие», как и положено «никакому герою». Вот и получается, что окружающие Артема каэры, попы и белогвардейцы выходят не такими противными, как в книге, а и то сказать, вовсе симпатичными, благо играют их прекрасные актеры, среди которых необходимо выделить Виктора Добронравова, который блестяще исполнил роль бывшего белогвардейца Мезерницкого.

-4

Сцена, когда весь лагерный бомонд наблюдает за тем, как бывший белогвардеец унижается перед своими мучителями на сцене тюремного театра, рассуждая о никчемности старой России, — это поистине прекрасная находка создателей сериала, и Добронравов играет здесь настоящую историческую трагедию. Прекрасный вставной номер, по эмоциональной насыщенности и выразительности стоящий всего сериала.

-5

И, конечно, все точки над «i» расставил Сергей Безруков в роли Федора Эйхманиса, сыграв настоящего «чорта» (как кокетливо пишет в книге Прилепин), циничного, жестокого, распутного, пьяного от ощущения собственной безнаказанности и просто пьяного по жизни. Безруков в этой роли абсолютно беспощаден к себе, к своему герою и к идее величия грубой силы и власти, основанной на страхе, издевательствах и унижениях. На фоне героев Безрукова, Добронравова, Ткачука очевидной становится ложь и фальшь основного посыла книги «Обитель». Ради того, чтобы это увидеть, сериал Велединского стоит посмотреть до конца.