Это один из наиболее нестандартных населённых пунктов в мире – и точно первый среди прочих в Йемене. Он носит название Гайд-аль-Джазиль и представляет собой небольшой посёлок, практически полностью брошенный жителями. Плюс – и одновременно главный минус – в расположении. Посёлок построен на впечатляющих размеров скале высотой 170 метров в излучине реки. Дома цепляются к краям скалы и нависают над обрывом, что при прочих равных весьма опасно.
В 2004 тут, согласно сверке численности населения, жили всего 17 человек, занимавшие три из 45 построек. По прошествии 14 лет количество жителей сократилось до 10 – это единственная семья с восемью детьми.
Есть ли там кто-то сейчас, сказать невозможно: война делает невозможным проведение переписей, а журналисты по неясным причинам после начала конфликта подзабыли про уникальный географический объект. Но в последних репортажах, датированных 2017 годом, глава семейства утверждал, что уезжать не собирается и полностью удовлетворён своим нынешним домом. Вода есть, камень прочный, рассыпаться не собирается, а совсем рядом, в долинке, огромная пальмовая роща и река. Правда, в летнее время она пересыхает – это так называемый вади, природный канал, наполняемый водой во время сезона дождей. Чаще всего города и деревни возникали в стране как раз возле таких вот вади.
Правда, у Гайд аль-Джазиль есть изюминка – не каждой деревне повезёт свить гнёздышко на вершине скалы, да ещё посреди плодородных земель, что не только спасает от палящего солнца, но и обеспечивает пропитанием: пальмы-то финиковые.
Основным занятием обитателей было земледелие. Этим же занималась и последняя оставшаяся семья, а в лучшие годы тут было до нескольких сотен жителей, причём все приходились друг другу родными, как это часто бывает в деревнях.
Последний раз новое здание было возведено в 1904 году – с тех пор постройки чаще рушатся, чем возводятся. И это тоже судьба небольших населённых пунктов в эпоху неотвратимой урбанизации и глобализации.
Вода даёт жизнь, она же её отнимает
Залогом успеха и существования этой деревни многие столетия были сезоны дождей: они позволяли вести сельскохозяйственную деятельность, наполняя каналы. Они же разрушают возведённые из необожжённых глиняных кирпичей с деревянными полами и перекрытиями дома, из-за чего тем нужен перманентный ремонт.
Поэтому, в отличие от большинства построек в пустыне, здешние сравнительно быстро приходят в упадок после того, как люди перестают в них жить. Пройдёт ещё тридцать, может быть – пятьдесят лет, и от уникального архитектурного явления не останется и следа.
Возможно, будь в стране центральная власть, там призадумались бы над сохранением – но её нет. Десятилетие тому назад напротив – так, чтобы был хороший вид на развалины – была возведена саманная гостиница. Она популярна и по сей день, привлекая богатеньких туристов из Европы, но в основном внутренних отдыхающих, привычных к тому, что фоном идёт война. Из миниатюрного – не больше восьми метров в длину – бассейна можно наблюдать за жизнью деревни и неспешной водной и воздушной эрозией, что рано или поздно сведёт на нет Гайд аль-Джазиль.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ 5 крупнейших городов, которые раскопали археологи (и которые уже можно посмотреть!)
✅ Как Гитлер задумал дорогу от Германии до Крыма — и что из этого вышло
✅ Все на борт: лучшие и самые дорогие круизы России