Колумнист Tatler, основательница бренда детской одежды, мебели и игрушек Moonsters Яна Кушнер разбирается, почему подписчики в соцсетях уверены, что они лучше знают, как воспитывать чужих детей.
«Из чего же сделаны наши девчонки? Из конфет, и пирожных, и сластей всевозможных» — за этот известный стишок дизайнера и маму Викторию Бекхэм не клеймил только ленивый. «Она учит свою дочку Харпер сексизму», — констатировала общественность. Из чего же сделана мировая общественность? Из шейминга — вот из чего. Это новый популярный англицизм, и касается он не только чужой внешности или выбора партнера, но и даже материнства. «Не мать — ехидна» — уже не милая саркастическая присказка, а горькая правда.
На днях ко мне в гости пришла подруга. Мне надо было накормить старшего сына Бэнджамина, одеть младшую дочь и пообщаться, собственно, с самой подругой. Недолго думая, я поставила на стол перед Бэном тарелку супа и iPad c мультфильмами. «Ты даешь ему мультики за едой? Бедный мальчик», — процедила подруга, тоже мать двоих детей. В эту секунду нашей университетской дружбе пришел конец. Впрочем, я не одинока. В последнее время модно нападать и на более известных мам. Не только Бекхэм — плохая мать. Актриса Алисия Сильверстоун, оказывается, неправильно кормила своего шестилетнего сына, модель Крисси Тейген неумеха — неправильно держала дочь Луну, а Мила Кунис — о ужас! — кормила грудью на публике. Анджелина Джоли позволяет дочери одеваться в мужскую одежду. Список на этом не кончается. Пятидесятилетняя актриса Холли Берри, по мнению той самой общественности, слишком редко публикует фотографии своих детей Нала и Масео (в этом месте от моего материнского сердца отлегло, потому что мне, например, многократно ставят в упрек, что я скрываю лица своих детей). Достается даже Кейт Бекинсейл, которая «слишком много времени проводит на вечеринках вместо того, чтобы сидеть дома с детьми». К слову, ее ребенку на момент этих претензий было восемнадцать! Лидирует, как всегда, известная своей большой… любовью к детям Ким Кардашьян. Она и третьего ребенка не сама родила, и корсет на Норт непонятный надевает, и сажает детей в машину не-пра-виль-но!
«Да ладно, — скажете вы. — Это ведь Америка, они все время друг на друга ябедничают, там и мужчине за женщину заплатить нельзя, что уж про детские права говорить». Но нет, на постсоветском пространстве у матерей также нет никаких прав. Недавно разгорелся большой скандал после интервью продюсера Яны Рудковской о том, что ее сын Александр (Гном Гномыч) боится темной комнаты. В сети даже появились мемы «спасите Гном Гномыча», потому что Яна слишком часто водит его по светским мероприятиям. Кстати, если бы не водила, наверняка бы судачили о том, что она ребенка своего вообще забросила. Пользуясь случаем, выскажусь. Меня до глубины души задел снобизм общественности (и даже многих знакомых мне мам) в данном случае. Мальчик накормлен, одет, с ним занимаются, его развивают, его не избивают. Все права ребенка касательно Конституции РФ соблюдены (их семь, не поленюсь и перечислю: право на жизнь, право на свободу, право на охрану здоровья, право на воспитание в семье, право на образование, право на жилище, право собственности). А дальше — дело уже конкретной мамы, у которой родился этот ребенок, как ей комфортнее его растить. Маме рэпера Тимати Симоне, «просто бабушке» белокурой Алисы, автору мыслей о воспитании детей, которую читают почти три миллиона подписчиков в инстаграме, регулярно приходится оправдываться за то, что она сфотографировала четырехлетнюю внучку в купальнике топлес или что Алиса не была пристегнута полминуты в машине.
«Мамы разные нужны, мамы разные важны». В какой момент мы забыли слова другого известного стишка? На любую маму в мире направь софиты — и на нее найдется шеймер.
А судьи кто? Под таким тегом, кстати, Рудковская стала публиковать в сторис своих шеймеров (их вид и лица говорят сами за себя). Забавно, что большой процент моих личных шеймеров по неправильному воспитанию Бэна и Миры составляют люди, у которых детей и вовсе нет.
Тема материнства в последнее время горяча как никогда. Думаю, это связано с активным развитием социальных сетей. Перед нашими глазами с экранов телефонов постоянно мелькают улыбчивые добрые лица родителей, которые путешествуют с пятью «голопопиками», ловко готовят ежевичные пироги вместе с трехлетней дочкой и вообще похожи скорее на архангелов и святых, сошедших с икон, чем на живых реальных родителей. Когда же действительность не совпадает с картинкой, у общественности, видимо, случается сбой в системе сознания, о котором обязательно нужно написать гневный комментарий или даже полноценный пост.
Давайте вместе задумаемся, что влекут за собой комментарии? Одно дело, когда публика обсуждает внешность и профессиональные успехи, и совсем другое, когда обсуждают членов семьи, особенно детей. Не отреагируют единицы. И даже эти стойкие мамы окажутся в страшнейшем стрессе и депрессии, уж поверьте. Следующий шаг цепочки: как же удрученная мама в стрессе может повлиять на ребенка? Подсказываю: не очень хорошо. Вот и не стоит накидываться на мам — если уж не по причинам этическим (зачем вообще лезть в частную жизнь?), то хотя бы потому, что это в первую очередь негативно скажется на конкретном ребенке. Хорошенько подумайте в следующий раз, когда руки потянутся написать едкий комментарий в соцсетях. Или захочется косо посмотреть на подругу, которая неправильно подтирает ребенку попу, читает не те сказки или делает (или не делает!) прививки.