Найти тему

Византийская иконописная школа

Часть 5. Палеологовский период

Палеологовский период развития Византийской иконописной школы был связан с изгнанием из Константинополя крестоносцев и восстановлением Византии как самостоятельного государства. Он продолжался во время правления императорской династии Палеологов с 1261 по 1453 год и представлял собой последний, завершающий взлет искусства, способного помочь верующему воспринять духовный образ через его материальное изображение.

В Палеологовском периоде принято различать ранний и поздний этапы. На раннем этапе художники-иконописцы вновь возвращаются к античному, эллинистическому наследию. В церковной живописи постепенно исчезает монументальность. Образы на иконах становятся более мелкими, ломкими и легкими. Они объемны и динамичны, но лишены тяжести. Фигуры непропорционально вытянуты, ноги не ступают на полную ступню, словно паря в воздухе. Складки одежд развеваются.

Лики приобретают большую эмоциональность, драматизм и психологичность. На них проявляются светотеневые и тональные переходы. Свет на иконе приобретает особое значение. Он начинает заполнять пространство и частично размывает четкость линий

 Икона «Христос Пантократор» 1363 год, Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург
Источник: https://icons.pstgu.ru
Икона «Христос Пантократор» 1363 год, Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург Источник: https://icons.pstgu.ru

В композициях на библейские сюжеты появляются элементы пейзажа, архитектурные сооружения и детали интерьера. Но пространство не становится близким к реальности. Трехмерность отсутствует. Каждый персонаж размещается в своем ракурсе, без учета общей точки зрения на сцену. Создается впечатление, будто созданная по единому замыслу роспись храма распадается на множество отдельных икон.

Сошествие Христа в ад, фреска монастыря Хора, XIV век, г. Стамбул Источник: https://hram-chg.ru
Сошествие Христа в ад, фреска монастыря Хора, XIV век, г. Стамбул Источник: https://hram-chg.ru

Сюжеты начинают выстраиваться по принципу картинности. Важную роль приобретают архитектурные и ландшафтные фоны. Это направление получит развитие в искусстве Западной Европы с началом эпохи ренессанса.

Мозаика изображающего Иоакима и Анну с маленькой Марией, монастырь Хора, XIV век, г. Стамбул Источник: https://theofilakt.livejournal.com
Мозаика изображающего Иоакима и Анну с маленькой Марией, монастырь Хора, XIV век, г. Стамбул Источник: https://theofilakt.livejournal.com

Византия Палеологов активно устанавливала связи с государствами Европы. В 1399 году император Мануил II посетил Венецию и Париж. Его внук Иоанн VIII принял участие во Флорентийском соборе и заключил договор – унию с католической церковью. Многие византийские иконописцы начинают работать на Балканах, Закавказье, на Руси, в Италии.

По приглашению Метрополита Киевского и всея Руси Феогноста (грека по происхождению) в 1340-х годах в Москву прибыла из Византии целая группа художников, принявшая участие в росписи первого каменного храма в г. Москва – Успенского собора в Кремле. При соборе сложилась первая русская иконописная школа. Ее выпускники и оформили большинство московских церквей этого периода.

Икона «Богоматерь Одигитрия, с праздниками на полях», XI – начало XIV века, привезена из Константинополя, Успенский собор Московского кремля Источник: https://www.icon-art.info
Икона «Богоматерь Одигитрия, с праздниками на полях», XI – начало XIV века, привезена из Константинополя, Успенский собор Московского кремля Источник: https://www.icon-art.info

Поздний этап Палеологовского периода отличается частичным возвращением иконописцев к аскетическому духовному канону – исхаизму (покой, отрешенность). Учение об исихии развилось в среде монашества, призывало к отказу от мирских страстей и способствовало распространению отшельничества. Под его влиянием монахи-иконописцы постепенно отошли от античной традиции. Иконы приобрели более строгую, графичную форму.

Одним из ярких представителей Византийской школы позднего периода является Феофан Грек, творивший в Константинополе, генуэзских колониях в Крыму, в русских городах Москва и Новгород Великий.

Икона «Спас в силах» Феофан Грек Источник: https://www.culture.ru
Икона «Спас в силах» Феофан Грек Источник: https://www.culture.ru

Византийская империя прекратила свое существование в 1453 году после взятия турками ее столицы Константинополя. Но византийская школа живописи пережила ее. Она продолжает жить в произведениях художников, принадлежащих иконописным школам России, Болгарии, Греции, Грузии, Сербии и других стран восточного христианства. Это древнее искусство продолжит развиваться до тех пор, пока люди испытывают потребность в поиске форм и стиля, способного выразить присутствие Господа среди нас.

Друзья, ставьте ваши лайки и подписывайтесь на наш канал. Мы рады будем поделиться с Вами знаниями о вере и Боге, об обучении иконописи, иконах и православных традициях. Если Вы еще не стали учеником «Русской иконописной школы «РИШ» – сейчас самое время это сделать.

Приходите к нам учится. Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что он вовсе не умеет рисовать. Наличие ранее полученных навыков приветствуется, но не обязательно. Наши онлайн уроки иконописи построены так, что человек, даже на державший раньше кисти в руках, овладеет возможностью сотворить чудо написания настоящей иконы.

Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Записывайтесь на бесплатный вебинар, и мы расскажем Вам как самому создать икону за 11 шагов.

Рады будем видеть Вас среди своих учеников.

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Смотрите так же наши видео о нашей Русской Иконописной Школе РИШ: