Найти тему
Электроснобизм

Собибор (2018, фильм)

Оглавление

1. Подвиг, который мы забыли.

Именно под таким слоганом военная драма Константина Хабенского дебютировала в российском кинопрокате три года назад. Картина отправлялась в качестве российской заявки на лучший фильм на иностранном языке на премию "Оскар" , но не смогла попасть в шорт-лист. Это дебют Константина Хабенского на режиссерском поприще и он пригласил сыграть в своём фильме актёра Кристофера Ламберта (прим. "Смертельная битва" , "Чёрный список") , чьё имя всё ещё бывает иногда на слуху. Главную роль он предоставил самому себе, что меня никак не смущало, ведь в его актёрский талант веры намного больше чем в режиссерский.

Главный постер "Собибора"
Главный постер "Собибора"

2. Синопсис и предыстория.

"Собибор" переносит нас в 1943-й год в лагерь смерти, который располагался где-то на юго-востоке Польши возле деревушки Собибур. Фильм нам расскажет непосредственно про одно из редких успешных восстаний против нацистских офицеров и оно базируется на реальных событиях, что не может не интересовать.

Историческая подоплёка заключается в том, что в лагере действительно действовало подполье, которое планировало совершить побег. 14 октября 1943 года узники лагеря под руководством Александра Печерского и польского раввина Леона Фельдхендлера подняли восстание, убили 12 эсэсовцев, захватили оружейный склад и с кровавым боем проложили себе путь на свободу. Около 80 погибли при побеге, 170 заключённых погибли на следующий день после объявленной нацистами охоты на беглецов и ещё около 90 человек были выданы местным населением либо убиты коллаборационистами. До окончания войны смогли дожить лишь 53 участника восстания. Немцы не смогли вынести такой позор и позже сравняли лагерь с землёй, перепахав её и посеяв на ней овощи и картофель.

-2

3. "Отомстите за нас, братья"

Контекст фильма пропитан мощнейшей энергетикой и воинственным человеческим духом, но если отбросить предысторию, то получится не всё так гладко. Как такового сюжета в "Собиборе" нет и целостности в нём не наблюдается, что воспринимается как критическая ошибка сценария.

Небольшая ремарка для разъяснения. Нет ничего проще, чем снять фильм на военную тематику, ведь всё готовое уже лежит на ладони. Вот тебе и антагонисты-оккупанты, которые идеально подходят на роль злодеев, и драматургия смерти, ведь на войне всегда кто-то умирает, и захватывающее зрелище в виде жесточайших кровавых боев на линии фронта. Добавь сюда успешных актёров на главные роли, вменяемый бюджет для спецэффектов - половина фильма есть!

На наш современный час существуют тысячи военных фильмов с самыми разными подходами и взглядами. Чтобы запомниться и конкурировать на таком рынке, ты должен из очередной "войнушки" сделать настоящее произведение, которое будет наполнено умной драмой, иметь кульминацию и запоминающийся финал, который проникнет и завоюет зрительские сердца навсегда. Сценарист должен убрать войну на задний план и превознести человека и его эмоции на первое. Военная картина не должна говорить нам о том, что война — это плохо. Она должна напоминать, что причиной ей являются люди!

-3

Константин Хабенский не то чтобы об этом вообще задумывался. Никаких "личностей" в "Собиборе" не существует и большинство персонажей прописаны как шаблонный прототип прошлых фильмов. Ничего новаторского и драматичного в фильме нет. Он абсолютно ничем не отличается от сотни своих предшественников и оставляет горькое послевкусие. В фильме присутствуют несколько потенциально неплохих сцен, но тонны косметики и грима не дают тебе ими проникнуться и прочувствовать ту ужасающую атмосферу прошлого. Даже языковая достоверность и голливудская режиссура не могут реанимировать это недоразумение, ведь возмущения не ограничиваются слабым сценарием. То что происходит в этом фильме с музыкой — срам. У звукорежиссёров нет абсолютно никакого чутья и творческого наития, поэтому они лепят пафосную скрипку или хоровое пение куда попало. Я убеждён, что сама музыка композитора Кузьмы Бодрова звучит отлично в отрыве от фильма, но ей просто неправильно распорядились.

-4

4. Бежать некуда.

В дополнение ко всему вышесказанному, двухчасовой хронометраж фильма подталкивает меня на агрессивное разочарование и сдерживать грубость становится всё труднее. Не верьте никому, кто будет советовать вам эту ленту, старайтесь избегать просмотра данной картины при любых обстоятельствах и не тратьте на него своё драгоценное время. Это заслуженные 2 из 10 и громогласный провал Константина Хабенского на должности режиссера.